Образ птицы-тройки в поэме “Мертвые души”

“Мертвые души” не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе “Евгений Онегин” через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных,

действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе – тема России. Самое известное такое отступление – отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.
Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова “у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!” прерываются пронесшейся “как призрак” и моментально исчезнувшей “с громом и пылью” тройкой. Этот
эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: “какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!”. Такой прием – соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги – используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.
Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. “Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..” Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова.
Действительно, широка Русь: “как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города” и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия – постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, “вдохновенная Богом”, самая лучшая страна в мире. “Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. И дорога выступает символом этого движения вперед.
При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель – “ярославский расторопный мужик”. В этом “ярославском” мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка – Россия – обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, – теме русского крестьянства: “Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?”.
Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы “Мертвых душ” и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как “бойкая, необгонимая” птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: “Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа”.



spacer
Образ птицы-тройки в поэме “Мертвые души”