Босячество — интересное явление социальной жизни России конца 19 — начала 20 века. Современный Толковый словарь дает такое краткое определение босяка — «опустившийся человек из деклассированных слоев населения». Но за этой лаконичной формулировкой кроется целая жизненная философия, интересная культура, особый взгляд на мир.
М. Горький — один из многих писателей, интересовавшийся феноменом босячества. Тем более что эти «странные» люди как нельзя лучше вписывались в его романтическую художественную концепцию. В какой-то степени в босяках Горький видел воплощение своих идеалов «настоящего человека», живущего по велению души, а не косных законов общества.
Именно таким «настоящим человеком» является герой рассказа Горького «Челкаш» (1895). По меркам, принятым в обществе, это не только опустившийся, асоциальный «тип», но и преступник, место которому в тюрьме. Однако постепенно писатель раскрывает внутренний мир своего героя, и мы понимаем, что Гришка Челкаш — сильная и свободная личность, живущая так, как велит ему его сердце. И лишь общество, боящееся и отвергающее таких людей, толкает героя на преступление.
Образ Челкаша обрисован романтически. Мы видим перед собой «старого травленого волка» и «ловкого, смелого вора». Несмотря на свой зрелый возраст, этот человек выделялся в любой толпе — настолько сильной, мощной и цельной была его натура. Автор сравнивает своего героя с хищной птицей — ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».
Да и живет Челкаш, как хищник, — обворовывает судна и продает свою добычу. Работать на кого-то за копейки — не для этого героя. Ему необходимо чувствовать опасность, сильного противника, которого необходимо побеждать, напрягая все свои силы, каждый раз доказывать самому себе, что ты сильнее, хитрее, ловчее.
Горький раскрывает нам биографию своего героя. Мы узнаем, что Челкаш — простой крестьянин, родившийся и выросший в деревне. Но спокойная и сытая жизнь не удовлетворяла его, поэтому герой бросил все и подался в босяки.
Основным художественным приемом в изображении характера Челкаша является антитеза. Босяк противопоставляется писателем «добропорядочному» человеку — молодому крестьянину Гавриле. Хоть эти люди имеют одни корни, но природа их совершенно различна. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» — Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать.
Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. Челкаш сидит прямо, спокойно и уверенно смотрит на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…»
Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне.
Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. «Молодой телок» раздражал Григория, он чувствовал его «чужеродность. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему, в отличие от Гаврилы, который хотел убить босяка и отобрать у него все деньги.
Таким образом, совершенно неслучайно, на мой взгляд, положительным героем рассказа «Челкаш» становится вор и бродяга. Тем самым Горький говорит о том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, своих лучших сил.