Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа)

Рубеж XIX-XX вв. – время перелома, распада устоявшейся системы, в том числе и литературной. Это время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца людей мыслящих – вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького.
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует

своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека – главнее всего на свете”.
Герои произведений Горького – разные люди, страстные и противоречивые, как и он сам. Но всех их объединяет общая черта – любовь и стремление к свободе. Каждый герой по-своему распоряжается со своей свободой, по-своему воспринимает ее, и по-своему же
за нее расплачивается. Одни становятся жертвой собственного свободолюбия и предпочитают смерть сковывающим их чувствам, другие остаются в полном одиночестве, скитаясь по свету. На мой взгляд, это и есть проблема абсолютной свободы, к которой стремятся герои Горького – расплата за нее.
Приведу в пример произведение, наиболее близкое мне – Челкаш. Челкаш – босяк, типичный для Горького персонаж его реалистичных произведений. “Старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал”. Желая точнее передать сущность своих героев, Горький нередко сравнивал их с хищными, свободными птицами – Орел, Сокол, Ястреб – эти сравнения ассоциативно напоминают бескрайнее небо, волю и отрешенность от суеты жизни на земле. Пейзаж – море, просторное и сильное, бескрайние степи и высокое небо – так же указывает на любовь к свободе героев Горького. Челкаш представлен читателю в портовом городке, на берегу моря. Он горд, кажется, что он полностью доволен своим существованием. Независимый ни от кого и ни от чего, без дома, без семьи, для него не существует законов и обязательств. Люди боятся и уважают его. Заработанные деньги он пропивает, и кажется, все бы хорошо..но для чего ему свобода? Для чего он живет? Этот стойкий человек, имеющий свое представление о жизни и о правде, смелый и даже справедливый, Челкаш сам понимает, что в этой жизни он совершенно лишний. Слова Гаврилы, “Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…” задевают Челкаша: как может этот теленок так говорить ему, видавшему виды “степному волку”? И не только самолюбие задело Челкаша, но еще и понимание того, что Гаврила, в, общем-то, прав. Что делать с этой абсолютной свободой, со своей полужизнью – полусуществованием? Челкаш лишен понимания смысла собственной свободы и жизни.
Я считаю, что проблема свободной личности Челкаша – в бесполезности того, к чему он стремился. Это и есть его расплата за свободу. Так же как одиночество и скитания Ларры, смерть Коновалова и рабство свободолюбия Лойко и Радды.



spacer
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа)