Роль пейзажа в рассказе

План
Введение
Рассказ М. Горького начала 90-х годов ХIХ века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений, но и природе в рассказе отводится большое место.
Основная часть
В «Челкаше» пейзаж играет роль обрамления.
Изображение индустриального пейзажа:
а) впечатление от пейзажа;
б) роль звуков;
г) люди на фоне пейзажа;
д) величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Описание моря как дополнительная черта к характеру Челкаша:
а) море сродни независимой душе героя;
б) море «Вливает

в душу человека спокойствие»;
в) Гаврила, в отличие от Челкаша, боится моря.
Трагедия людей в конце повествования подчеркивается нарастанием бури.
Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Заключение
Пейзаж у писателя противопоставлен жизни людей.
Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.
В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления — им начинается и заканчивается
действие.
В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный — море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены», «бьются и ропщут», они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня». Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» — богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки», как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.
Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, «любил море». Оно сродни его независимой душе. «Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной». Море «вливает в душу человека спокойствие», рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов — он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов.
Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно». Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба». И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.
Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.



spacer
Роль пейзажа в рассказе