Обломов как лишний человек

«Обломов» — роман русского писателя Ивана Гончарова, опубликованный в 1859 году. В романе затрагиваются как социальные проблемы общества того времени, так и многие философские проблема. Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, выходец из семьи помещиков, проживающий в Петербурге на деньги, которые приносит ему фамильное имение Обломовка. Илью Ильича можно назвать «лишним человеком», но кто же такие эти «лишние люди»? «Лишний человек» — это литературный герой из произведений русских писателей середины XIX века, который

имеет значительные способности, но не может на должном уровне реализовать их из-за положения в обществе и стране в то время. Про таких персонажей также говорят, что они родились не в то время и не в том месте или же «выпадают» из общества. Примеры таких персонажей представлены в произведениях других русских писателей той эпохи: Чацкий из «Горя от ума» Грибоедова, Печорин из «Героя нашего времени» Лермонтова и Онегин из одноименного произведения Пушкина. Почему же Обломова можно причислить к «лишним людям»?
Особенности личности Обломова читатель может наблюдать с самого начала романа. Илья Ильич
— очень мягкий и добрый человек, в нем есть душа и он может по-настоящему любить, однако несмотря на свои личностные качества он ведет очень спокойный, тихий и ленивый образ жизни. Его слуга Захар — полное отражение хозяина в этом плане. Он был так же ленив, в результате чего в доме царил беспорядок, к которому сам хозяин относился так: «Обломову и хотелось бы, чтобы было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, сам собой…» Илья Ильич совершенно не способен преодолеть себя и заняться какой-либо полезной для своего блага и блага общества деятельностью. Более того, он совершенно не считает это нужным и говорит, что это все «ненужная суета». В начале первой части к нему в дом приезжают разные его знакомые, которые пытаются уговорить его поехать на бал, выехать в общество, однако он отклоняет их приглашения и остается дома, что говорит о том, что ему чуждо общество того времени, нахождение в нем, его развлечения и порядки. В диалогах со своими гостями он практически не воспринимает их как людей и не особо участвует в общении с ними, потому что не хочет разговаривать с людьми, которые ему не интересны и чья жизнь сильно отличается от его понятий о правильной жизни. Обломов не понимает, к чему в их жизни так много ненужной суеты, выездов, встреч; считает их интересы в виде богатства, власти, денег и карьеры ненужными и низкими по сравнению со своими: высоким полетом мыслей и духовным удовлетворением.
Илья Ильич также умеет дружить. Его лучший друг с детства — Андрей Штольц, немец по отцу, очень активный, умный, образованный, собранный и пунктуальный человек. Штольц во много является противоположностью Обломова. Андрей усердно работает над материальным обеспечением себя и своей будущей семьи, над своим чином и статусом в обществе. Однако зачем все это? В том, чем занимается Штольц есть предел, он совершенствует свое материальное благо, которое в конце концов станет достаточным, в то время как Обломов пытается улучшить, усовершенствовать свою внутреннюю составляющую, развить себя, а саморазвитие, как известно, границ не имеет.
Обломов помимо своих положительных черт характера также имеет достаточно хорошее образование и ум. Он может рассуждать на философские темы, оценивать проблемы общества. Почему же такой умный, образованный и добрый человек не участвует в жизни общества? Потому что он не может найти себя там, раскрыть свой потенциал, не видит смысла в такой жизни. Таким людям не было места в обществе в те времена, они слишком сильно отличались, это были те самые «лишние люди». Однако классические примеры в виде Онегина с Печориным тоже не находят себе места в обществе, но ведут гораздо более активный и насыщенный образ жизни, стараясь исследовать мир и пробовать что-то новое, коснуться ранее ими не тронутого. Обломова же его ленивость в отношении ко всей жизни отличает от этих персонажей.
Итак, подводя итоги, можно сказать, что Илья Ильич Обломов, несомненно, «лишний человек» того общества и, «нарисовав его образ», Гончаров хотел показать читателям многих таких же «Обломовых» той эпохи, однако этот образ «лишнего человека» достаточно сильно отличается от классических представителей в лице Онегина, Печорина и других.



spacer
Обломов как лишний человек