Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — один из выдающихся образцов русской драматургии первой четверти XIX века. Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, «взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену». Этим и обусловлено новаторство Грибоедова — в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический.
Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность образов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять в своем произведении самые острые политические вопросы времени.
В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.
«Горе от ума» является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт — столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».
Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний — в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других «московских». При этом все персонажи пьесы — типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий — это типичный передовой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как «друг человечества», гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молча-лин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца — «угождать всем людям без изъятья», а также «не должно сметь свое суждение иметь».
Образы «Горя от ума» лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий — страстная и эмоциональная натура — из-за своей пылкой непосредственности иногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе «с величайшим усердием». Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения «принимать виды». Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа «интересами», в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: «Вам не дались чины? По службе неудача?»
Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедов широко использует реалистический принцип при создании характеров.
Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять — восемь персонажей. В комедии же Грибоедова «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», что увеличивало масштабы сценического действия.
Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они представляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, «химик и ботаник», профессора Педагогического института, «упражняющиеся в расколах и безверьи»), и представители фамусовского общества (московское «тузы»Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих «Амуров» и «Зефиров» поодиночке, московские барыни — «судьи всему, везде, над ними нет судей» и другие).
Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное — выводят ее за рамки фамусовского дома.
И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается «каждому свой «мильон терзаний»; последнему уже наверняка не стать «тузом», а Чацкий вынужден отправиться «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». На сцене безусловную победу не одерживает никто. Грибоедов, как реалист, не мог показать победу «века нынешнего» над «веком минувшим», хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого.
Создатель «Горя от ума» явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является одним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны «души прекрасные порывы»:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романтиками.
Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии «вошло в пословицы и поговорки»: «Свежо предание, а верится с трудом», «Дома новы, а предрассудки стары», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Служить бы рад, прислуживаться тошно» и другие.
Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим «Горе от ума» подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе («Ревизор» Гоголя).
«Горе от ума» является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.