Наташа Ростова стремится быть счастливой, княжна Марья Болконская хочет быть покорной Богу. Наташа — вся тщеславие и чувственность, Марьей движут Долг и Вера.
Между Наташей-девочкой, с ее импульсивным порывом навстречу всему живому, между Наташей-девушкой, восхищенной глубокой красотой лунной ночи в Отрадном, и Наташей-матерью, с радостным лицом показывающей пеленку с желтым пятном, нет существенного различия, ибо все это натурально, нефальшиво. Радость матери при здоровье ребенка так же поэтична, как и первый поцелуй, как и восторг перед необозримостью и неохватностью жизни.
Семья Болконских описана в романе с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души.
Болконские — люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете «есть только две добродетели — деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгебры и геометрии и загружая ее жизнь беспрерывными занятиями. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца. Это ищущая и деятельная натура, он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
И Наташа и Марья хотят жить свободно, без условностей. Но для Наташи ее «все можно» — стремление к простым и естественным отношениям между людьми, желание мирной семейной жизни. Ошибка Наташи спровоцирована не только Анатолем, но и князем Андреем. В нем оказалось слишком много духовности и обязательности, чтобы принять непосредственную силу чувств. История с Андреем приводит Наташу к душевному кризису и одиночеству, которое для нее непереносимо. Однако общенациональная беда заставляет Наташу полностью забыть о своих бедах, подчинив жизнь служению другим. Превращение Наташи в конце романа в любящую мать и ревнивую жену естественно для нее.
Марья же из-за строгости отца ищет прибежища в религии. Как и Наташа, княжна проверяется испытаниями 1812 года’. Она гневно отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться на милость французов. Патриотизм ее так же искренен, как и наивность во время бунта богучаровских крестьян. Л. Н. Толстой все время подчеркивал ее душевную красоту и стремление делать добро. Безусловно, Наташа Ростова и Марья Болконская — его любимые героини.