“На дне” М. Горького как философская драма

Максим Горький – всему миру известен, как великий русский писатель и драматург, живший и творивший в годы “бунтующей” России. Его произведения прославились образом деклассированного персонажа, автор называет их “босяками”. От творчества Горького веет революционными тенденциями, ведь всем известно, что яркий прозаик находился в острой оппозиции царскому режиму.
Образы людей, лишенных солнечного тепла, прослеживаются и в социально-философской пьесе “На дне”, по сюжету все они являлись обитателями ночлежного дома для

неимущих. Максим Горький незаметно вводит читателя в гадкий мир, опустившихся “на дно” жизни людей, среди них: барон, проститутка, актер, картузник и вор. У всех жильцов ночлежки есть общая недосягаемая цель – вернуться в мир “настоящих” людей. Каждый герой по-своему интересен и мерзок, но еще более привлекает внимание концепция пьесы. В произведении обнаруживается два конфликта: первый – социальный, между хозяевами злополучного дома и его душой нечистыми обитателями, второй – философский, разворачивающийся на почве понимания бытия. Философский конфликт является основополагающим.
Философскую
направленность пьесе задают романтизированные герои, живущие пустыми мечтами, в противовес им стоят лишь картузник Бубнов и безработный Сатин. Последние двое тонули без криков о помощи, понимая безвыходность своего положения. Автор наделил Бубнова мерзкой циничностью реалиста, чего только стоит реплика: “Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?”. Заметна некая антипатия Горького к Бубнову, которая подкрепляет меланхоличность всего происходящего.
Напряжение философское нарастает с каждой прочитанной страницей. Пик философского конфликта выпадает на момент появления странника Луки. Этот самый блудящий старик обладает своим ярким пониманием действительности, выбирая “ложь во благо”. Сущность его теории заключается в следующем – обманув, заставив поверить в свои фантазии, ты принесешь огромную помощь слабому человеку. Устами Сатина автор осуждает и опровергает действия Луки, таким образом, разжигая кульминационные столкновения мировоззрений.
“На дне” – пьеса Максима Горького без философских ответов, без особых умозаключений, каждый читатель в праве сам решить чье мировоззрение поддержать, а чье осудить. Одно сказать могу точно, горьковский философский коктейль имеет сильную побудительную энергию, которая просто необходима “настоящим” людям.



spacer
“На дне” М. Горького как философская драма