Максим Горький — всему миру известен, как великий русский писатель и драматург, живший и творивший в годы «бунтующей» России. Его произведения прославились образом деклассированного персонажа, автор называет их «босяками». От творчества Горького веет революционными тенденциями, ведь всем известно, что яркий прозаик находился в острой оппозиции царскому режиму.
Образы людей, лишенных солнечного тепла, прослеживаются и в социально-философской пьесе «На дне», по сюжету все они являлись обитателями ночлежного дома для неимущих. Максим Горький незаметно вводит читателя в гадкий мир, опустившихся «на дно» жизни людей, среди них: барон, проститутка, актер, картузник и вор. У всех жильцов ночлежки есть общая недосягаемая цель — вернуться в мир «настоящих» людей. Каждый герой по-своему интересен и мерзок, но еще более привлекает внимание концепция пьесы. В произведении обнаруживается два конфликта: первый — социальный, между хозяевами злополучного дома и его душой нечистыми обитателями, второй — философский, разворачивающийся на почве понимания бытия. Философский конфликт является основополагающим.
Философскую направленность пьесе задают романтизированные герои, живущие пустыми мечтами, в противовес им стоят лишь картузник Бубнов и безработный Сатин. Последние двое тонули без криков о помощи, понимая безвыходность своего положения. Автор наделил Бубнова мерзкой циничностью реалиста, чего только стоит реплика: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты. Чего жалеть?». Заметна некая антипатия Горького к Бубнову, которая подкрепляет меланхоличность всего происходящего.
Напряжение философское нарастает с каждой прочитанной страницей. Пик философского конфликта выпадает на момент появления странника Луки. Этот самый блудящий старик обладает своим ярким пониманием действительности, выбирая «ложь во благо». Сущность его теории заключается в следующем — обманув, заставив поверить в свои фантазии, ты принесешь огромную помощь слабому человеку. Устами Сатина автор осуждает и опровергает действия Луки, таким образом, разжигая кульминационные столкновения мировоззрений.
«На дне» — пьеса Максима Горького без философских ответов, без особых умозаключений, каждый читатель в праве сам решить чье мировоззрение поддержать, а чье осудить. Одно сказать могу точно, горьковский философский коктейль имеет сильную побудительную энергию, которая просто необходима «настоящим» людям.