Одним из величайших поэтов XIX века мы можем смело назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихи многие учат наизусть, для кого-то он — любимый поэт. Казалось бы, мы все о нем знаем: жизнь, творчество, идеалы, принципы. А так ли это на самом деле? Кого-то стихи Лермонтова не трогают, для кого-то он — гений, великий творец слова. Кто-то не может ни строчки понять из его стихотворений, кто-то с ним просто не согласен. Одни им восхищаются, другие учатся у него жизни, реалистическому отношению к миру.
А я просто люблю его стихи. Люблю их читать, изучать, понимать. Мне нравится, обращаясь заново к его творениям «Выхожу один я на дорогу…» и «Родина», находить в них новый для меня смысл. Стихи этого поэта не дарят успокоение или чувство умиротворения. Нет! Они заставляют думать о жизни и смерти, о любви и ненависти, счастье и горе, о назначении человека, о предназначении поэта и поэзии.
Как и у многих других поэтов, последняя тема становится у Лермонтова одной из ведущих. Она была раскрыта и А. С. Пушкиным, и, впоследствии, А. Блоком, А. Ахматовой. М. Ю. Лермонтов говорил о назначении поэта и поэзии своими словами: грустными и жестокими, правдивыми и справедливыми. Его стихи «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк», «1831-го июня 11 дня» , наверное, лучше всего помогают нам понять взгляд Лермонтова на назначение поэта и поэзии, понять его самого.
С самого начала своего творческого пути, уже в четырнадцать лет, Михаил Юрьевич задумывался о своем предназначении в этой жизни, о предназначении каждого поэта. Именно тогда он и пишет свое стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»). Сравнивая поэта с художником Рафаэлем, сравнивая свои стихи с картинами живописца, а его Музу — со своей, Лермонтов наполняет стихотворение яркой образностью, контрастностью. Перед нами возникает живая картинка, воплощенные в слова представления и мечты:
Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал,
Своим искусством восхищенный,
Он пред картиною упал!
Он забывал порыв небесный. И далее:
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу
призрак бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.
Оптимизм, упоение своим даром врываются в эти строки. Мы видим, что для М. Ю. Лермонтова счастье — творить. С каким восторгом он описывает свое вдохновение, нисходящее на него. Так и льется радость из строк стихотворения. И нам самим неожиданно хочется сесть и, следуя примеру Лермонтова, покориться Музе и выразить свои чувства поэтическими образами.
Сколько оптимизма, сколько здесь надежды на будущее! Но вдруг:
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства.
Что это? Где упоение своей силой, стремление сделать мир прекраснее с помощью своей поэзии?
Реальность настигла поэта. Он внезапно понял, прозрел: не все можно сказать словами, не все чувства можно выразить. А самое главное — не все тебя поймут!
И я влачу мучительные дни Без цели оклеветан, одинок.
Говорил ли Лермонтов только о себе? Не кажется ли вам, что здесь звучат отголоски еще чьей-то судьбы?
Погиб поэт! — невольник чести
Пал, оклеветанный молвой.
В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов грозно и непреклонно выносит приговор своим современникам, обществу, в котором он творил. Не смогли они уберечь поэта, не смогли его понять. Они не услышали его призывов и воззваний, не приняли его правды. Теперь носить ему [Пушкину] венок терновый, что язвит его чело, «приют певца» теперь «угрюм и тесен», да «на устах его печать». Сколько горечи и боли, обиды в словах Лермонтова:
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!
Не может Лермонтов простить своим современникам смерти дивного гения, светоча русской поэзии. Черными, темными красками описывает Лермонтов свои чувства; его слова наполняют и нас болью и обидой, гневом и унижением:
А вы, надменные потомки!
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Где светлый поэт с мечтами и устремлениями? Он «потерялся» в реальности, он увидел мир, какой он есть. Он увидел «пророков» своего времени:
В наш век изнеженный, не так ли, ты, поэт
Свое утратил назначенье…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Лермонтов видит, что поэты — певцы правды и справедливости — променяли свое предназначение на злато и серебро. Он возмущен и поражен. Он не хочет их понять. Как можно, встав на путь служения народу, забыть о нем. Как истинный поэт, наследник Ломоносова и Державина, Жуковского и Пушкина, Лермонтов всегда остается верен своему предназначению. Он уверен в том, что нашел свой смысл в жизни. И как бы ни было тяжело, главное — чтобы его услышали и поняли.
Поняли ли его? Услышали ли? Сомневаюсь! Люди боятся слышать правду, боятся верить грозному слову. Горькая правда или сладкая ложь?
Лермонтов выбрал первое! Он пророк, служитель народа; словом он приносит в толпу смирение, поэтической строкой помогает людям увидеть свет и понять самих себя, но:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В глазах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
В этом стихотворении («Пророк») Лермонтов выразил свое понимание предназначения поэта и поэзии. И не только: он показал всю суть его несчастий и уготованную ему судьбу. Природа ласково его встречает, тварь земная покорна ему, звезды, лучами играя, слушают его. А в городе, где шум и гам «гуляют», там старики лишь детям говорят, что горд он был и с миром не ужился, угрюм и худ пророк:
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
А он идет вперед, он ведь пророк, и жизнь его бессмысленна без слова. Ему судьбой назначено нести в толпу свет, а изгонять оттуда тьму. И всю свою жизнь, все лучшие годы своей жизни поэт-пророк, не останавливаясь, будет идти к своей цели. Так шел Лермонтов, а до него — Пушкин, а потом — Есенин, Цветаева, Ахматова.
Читая стихи Лермонтова о назначении поэта и поэзии, не говорите, что они пессимистичны, что от светлого понимания своего предназначения он пришел к тому, что стал тяготиться своим даром. Нет! Это не так! Вчитывайтесь, вдумывайтесь! Вы увидите свет, вы увидите любовь к народу, желание творить и дарить людям радость. Не это ли главное предназначение поэта и поэзии?
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец.