М. Ю. Лермонтов о поэте и поэзии

Лирика М. Ю. Лермонтова четко делится на два периода – ранний (камерный, интимный, “лирика о себе”) и поздний, где главной целью становится миссия поэта-пророка “глаголом жечь сердца людей”.
Стоит заметить, что поэт-пророк у Лермонтова не только дерзко бросает вызов обществу и мирозданию, но и подводит предварительные итоги своей жизни и жизни своего поколения. Сам Лермонтов полностью причисляет себя к “иссушенному, бесплодному” поколению, безжалостный портрет которого рисует в своей лирике. И только одно позволяет ему

отделиться от современников – то, что он поэт, имеющий право судить людей, которые в остальном не отличаются от него. Поэт должен сказать горькую правду о своем поколении. В этом “поздний” Лермонтов видит свой долг, ожидая от своих слов действия в обществе.
В 1838 г. было написано стихотворение “Поэт”, в котором Лермонтов выразил свои представления об идеале поэта-пророка. Современного ему поэта он считает “осмеянным пророком”. А в программном стихотворении “Журналист, читатель и писатель” (1840) создана яркая картина творчества романтического поэта-пророка, пишущего под “диктовку” совести
и “сердитого” ума:
Судья безвестный и случайный,
Не дорожа чужою тайной,
Приличьем скрашенный порок
Я смело предаю позору;
Неумолим я и жесток…
Нравственный максимализм, бескомпромиссность – вот отличительные черты лермонтовского поэта-пророка. Он не похож на человека, одержимого вдохновением – предвестием будущей гармонии, напротив, в нем бушует хаос, рожденный миром дисгармонии и страданий. Поэт должен быть “больше, чем поэт”, – судьей, выставляющим на всеобщее обозрение (“позор”) тайные пороки людей.
Творцу мучительно горько от непонимания толпы, он сомневается в необходимости своих слов:
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь,
Чтоб бранью назвали коварной
Мою пророческую речь?
В стихотворении “Поэт” Лермонтов также обращается к “осмеянному пророку” с вопросом:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Это уже не вопрос о жизненном предназначении, который так любил задавать самому себе Лермонтов в ранней лирике. Здесь речь идет действенности слова, о возвращении поэту той власти, “которой свет внимал в немом благоговенье”. В лирике последних лет Лермонтов воссоздает духовный облик современников и требует от них сопереживания и мгновенного отклика.
Поэт понимал трагическую разобщенность “осмеянного пророка” и общества, которое отвечает на слова правды бранью, презрением и насмешками. Судьба современного поэта показана в стихотворении “Пророк” (1841). В нем Лермонтов как бы отвечает на вопрос, заданный им в последней строфе “Поэта”: “Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!”. В “Пророке” выражен “комок чувств”, в котором сплелись страстная жажда воздействия поэтического слова на сердца людей и беспощадная самоирония, обличение самодовольной толпы и осознание слабости самого поэта-пророка. Изгнанный людьми, он утешается бессмысленной проповедью в пустыне:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Пророк лишен былого величия, ведь он по существу не смог выполнить свою миссию. Бог послал его к людям, но до их сердец “осмеянный пророк” не смог достучаться, ему не поверили (“Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!”).
В жалкой участи пророка в равной степени виновны и люди, и он сам, не сумевший разглядеть в них ничего, кроме “злобы и порока”, удовлетворившийся тем, что не люди, а бессловесная “тварь земная” внемлет его проповеди.
Печальна судьба современного поэта, он не способен исполнить волю Бога – такова основная мысль лирики Лермонтова. Однако сам он не отрекался от миссии поэта-пророка, говорил с современниками вопреки их желанию слышать только похвальные слова (“морщины прятать под румяны”). В стихотворениях “Смерть Поэта”, “Поэт”, “Дума”, “Последнее новоселье” и многих других Лермонтов ведет честный и беспощадный разговор с несовершенным миром в тщетной надежде сделать его светлее и чище.



spacer
М. Ю. Лермонтов о поэте и поэзии