ПЛАН
1. Стихи Маяковского — это его жизнь.
2. Ранняя любовная лирика
3. Лирический герой в поэме «Облако в штанах»
а) Эмоциональность и особое выражение чувств ( любовь — болезнь )
б) Чувства лирического героя — чувства автора
в) Отражение общественных принципов того времени в произведении
4. Главная Муза Маяковского
а) Лили Брик и непростые отношения
б) Самое светлое представление о любви у Маяковского
в) Разочарование автора в поэме «Про это»
5. Переплетение чувств поэта и чувств лирического героя.
6. «Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви»
а) В сердце Маяковского рождается новая любовь
б) Татьяна Яковлева — причина недолгих волнений души
7. Вероника Полонская. Последняя любовь и последний свидетель.
8. Понимание Маяковского-человека
Мы можем увидеть жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями в его стихах. Произведения поэта рассказывают о его жизни и не могут не затрагивать тему любви.
Все его произведения во многом похожи на автобиографию, так как поэт считал, что писать можно лишь о том, что пережил сам. Несмотря на это, ранние его стихотворения о любви («Я», «Любовь») мало связанны с личными переживаниями поэта. В последующей любовной лирике Маяковский основывается на своих ощущениях. Герой его стихотворений предстает чувственным, нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а, например, «облаком в штанах»:
Меня сейчас узнать не могли бы
жилистая громадина
стонет,
корчится…
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама
У него пожар сердца.
Но возлюбленной не нужна была любовь такой огромной силы.
Стоит отметить, что эта трагическая любовь не выдумана. Маяковский в своих воспоминаниях говорит, что первой его любовью была Мария, которую он встретил в Одессе («Это было, было в Одессе..») Между Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались общественной жизнью того времени, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов. В поэме этому дано краткое объяснение словами самой Марии:
Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж».
Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика:
Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство!
Долой ваше государство
Долой вашу религию!
Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается.
Главной музой Владимира Маяковского считается Лили Брик, в которую он влюбился год спустя. Отношения поэта и Лили были очень непростыми, и это отразилось в произведениях поэта («Лиличка! Вместо письма», «Флейта-позвоночник»).
В 1922 году Маяковский написал поэму «Люблю» — свое самое светлое произведение о любви. Он переживал тогда пик своего чувства к Лили, потому и был уверен:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Здесь поэт размышляет о сущности любви и ее месте в жизни человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.
Через некоторое время в поэме «Про это» лирический герой Маяковского вновь предстает страдающим. Это был переломный момент в его отношениях с Брик.
С легкостью можно заметить, как тесно переплетаются в творчестве Маяковского чувства поэта и чувства лирического героя.
В начале 1929 года появилось «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». По стихотворению стало понятно, что в жизни Маяковского появилась новая любовь, что
опять в работу пущен сердца выстывший мотор.
Это была Татьяна Яковлева, с которой поэт встретился в Париже в 1928 году. Посвященные ей стихотворения «Письмо товарищу Кострову…» и «Письмо Татьяне Яковлевой» пронизаны счастливым ощущением большой, светлой, настоящей любви. Но и эти отношения закончились трагически.
Последней его любовью стала Вероника Полонская. Незадолго до смерти Маяковский написал стихотворение «Неоконченное», которое, по всей видимости, посвящено было именно ей. Полонская была последней, кто видел Маяковского живым.
Понять Маяковского-человека помогают именно его искренние и прекрасные стихи о любви.