А. А. Блок — первый лирик своего времени и его лирическая поэзия в сознании читателей всегда будет неразрывно связана, прежде всего, с темой любви. Поэт обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Первый цикл стихотворений, посвященный этому прекрасному чувству, «Стихи о Прекрасной Даме», был создан под сильным влиянием философских идей В. Соловьева. Несмотря на то, что в основе этого цикла лежит автобиографический факт — роман поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой, — лирический герой влюблен не в реальную женщину, а в некий идеальный образ. Он сбегает из реальной жизни, полной жестокости и несправедливости, в неземной мир, полный мистики, загадок и тайн. Он еще не осознает всей прелести воспеваемой им «Царицы», его чувства к ней еще весьма туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. И, хотя образ фантастической Девы постепенно начинает проясняться, будучи плодом бесконечной фантазии поэта, на протяжении всего цикла он остается довольно расплывчатым, неясным. Следует отметить, что Любовь Дмитриевна в своих воспоминаниях упрекала будущего мужа как раз-таки в том, что он влюблен в собственный философский идеал, в ее визуальный образ, в том, что он не заметил, проглядел ее, живого человека с прекрасной душой.
Лирический герой живет, мечтая о встрече со своим идеалом, но в то же время у него начинают возникать опасения, что приход Прекрасной Дамы в реальную жизнь может обернуться для него душевной катастрофой. Этот страх перед столкновением с действительностью ярко выражен в одной из строчек стихотворения «Предчувствую тебя»: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Итогом нашего героя в мире грез и фантазий и трагическое сомнение в реальности своего идеала, и, одновременно, светлая надежда на будущую полноту счастья в любви.
Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле стихотворений «Снежная маска», посвященном актрисе Н. Н. Волоховой. Прекрасная Дама превращается в некую Снежную Деву. Если в первом цикле образ героини был абсолютно призрачным и неясным, то здесь мы видим, как герой общается с совершенно конкретной женщиной, черты которой проступают в строчках довольно отчетливо. Любовь в этом цикле, увы, уже не обладает той светлой силой, колей она была наполнена а «Прекрасной Даме». Новое чувство скорее похоже на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали — оно не дает ни счастья, ни удовлетворения. Нельзя забывать, что все переживания лирического героя есть результат жизненных испытаний самого поэта. Тап снежная вьюга, в которую попадает наш герой, — бурный роман с известной актрисой, зашедший довольно далеко, но закончившийся благополучно для без него сложных взаимоотношений Блока с женой. Чувство героя оказывается стихийным, роковым и неизбежно терпит гибель.
Следующий свой цикл, «Кармен», посвященный оперной певице Л. А. Дельмас, написан целиком под впечатлением от исполненной этой женщиной роли Кармен. Любовь лирического героя приобретает здесь жгучий оттенок страсти.
В цикле стихотворений «Страшный мир», главной темой которого остается тема любовная, непосредственной зависимости от изменения миросозерцания поэта продолжают изменяться и чувства лирического героя. Любовь и страсть, соседствую с муками, пытками и смертью, оказываются подверженными всесущему омрачению. Поэт с беспощадной правдивостью рассказывает о том, что сам оказался жертвой «страшного мира». Полное разочарование в жизни и в человеческих чувствах наряду с мотивами губительной страсти и воспоминаниями об ушедшей некогда любви мы можем увидеть в мрачных строках этого цикла. Видимо, поэт переживает в те годы самый нелегкий период своей жизни. От юноши, еще а полной мере н6езнакомого со страшной реальностью, когда-то воспевавшего поистине самые высокие чувства, уже ничего не осталось. Поэт подавлен неверием в возможность обретения подлинного человеческого счастья. Создается впечатление, что строки, обожествляющие фантастический идеал молодого Блока — Прекрасную Даму и, составляющие созданную в более позднем возрасте поэму «Черная Кровь», были написаны совершенно разными людьми.
Итак, тема любви в лирике Блока, непосредственно завися в ходе своего развития от личных переживаний поэта, терпела постоянные метаморфозы, вызванные изменениями мировоззрения поэта. Возможно, своеобразие раскрытия любовной темы и заключается в том, что, изучая любовную лирику Блока, мы можем проследить, отразившийся в ее развитии, как в зеркале, весь его духовный путь, вобравший в себя трагические противоречия эпохи.