Роман А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необычный. Он и фантастический, и реалистичный. Философский, сатирический и даже политический. Но в то же время роман представляет собой цельное повествование. Он о любви и свободе, верности и творчестве, добре и зле. Больше всего меня заинтересовала тема любви и преданности в отношениях главных героев, потому что самой интересно разобраться в таком сложном вихре чувств. Наверное, поэтому мои любимые страницы в романе именно об этом, хотя я не могу сказать, что эта тема ведущая.
Впервые герои встречаются совершенно случайно. Маргарита, держа «отвратительные желтые цветы», «повернула с Тверской в переулок и обернулась», тревожно посмотрев на человека, которого она назовет Мастером. А он, «повинуясь этому желтому знаку», тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Так началась сказочная любовь, вспыхнувшая в одно мгновение. Эта любовь спасла Маргариту. Если бы не встреча, то героиня «отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». Так почему же все так странно? Почему молодая, красивая женщина была так недовольна всем в ее жизни, почему она так вдохновилась этой неожиданной встречей, к чему все это ее привело?
Маргарита должна быть довольна всем в ее жизни: добрый, заботливый муж, занимающий высокий пост, красивый дом, служанки. Она вышла замуж в девятнадцать лет и не знала нужды. Но сердце ее тосковало. Не было смысла, ради которого жить. Но мне кажется, что Маргарита будто знала, что ей суждено нечто большее: «… утверждала, что это не случайность…». Сразу после судьбоносной встречи в переулке Маргарита оживает. Проводит дни напролет со своим возлюбленным, перечитывает написанное им, она радуется каждому дню, чего давно уже не было. «Сулит славу его роману» и подгоняет его побыстрее напечатать. Однако это оказалось роковой ошибкой. Критики «уничтожили» роман, Маргарита не решается оставить мужа в самый ответственный момент, Мастер сжигает роман и «сбегает» в психиатрическую лечебницу. Именно этот переломный момент и является ключевым во всей истории. Кажется, что ничего уже не исправить и не вернуть, хуже просто некуда. Эмоции достигают пика, а вернуть все назад без чье-либо помощи практически нереально. Но Маргарита не сдается, верит в свою любовь, она готова пройти все круги ада и продать душу дьяволу, лишь бы спасти того единственного, кто дарит свет ее душе. Встретив Азазелло, главная героиня получает такую возможность, которую она использует незамедлительно. Любовь Маргариты становится безрассудной. В эту любовь верится сразу и навсегда. «За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». При встрече с Воландом на Великом балу у Сатаны Маргарита понимает, что относится теперь к темным силам, но мысленно обращается к Богу, мрак и магия никогда не поглотят ее полностью, даже если доставляют удовольствие.
Главная героиня справедлива и честна до самого конца. Доказательством этого является ее желание освободить Фриду, потому что та на нее рассчитывает, хотя Маргарита могла попросить совершенно другое, нужное ей одной. Все поступки, все мысли и желания Маргариты делают ее светлой, женственной, такой, какую желали бы все мужчины мира, какой хотели бы стать все женщины. Маргарита для меня — символ преданности, она была верна и пронесла это «сквозь» роман. Хотелось бы добавить, что на самом деле таких людей очень мало, которые готовы пожертвовать всем ради одного чувства. К сожалению, мы живем во время «потребителей». Люди требуют верности, когда сами могут изменить, не терпят истерик, но сами никогда не успокоят. Меня терзает вопрос: «Как же можно что-то требовать, не отдавая ничего взамен?». Роман Булгакова содержит частичный ответ на мой вопрос. Жертвовать нужно. Во имя любви к родному человеку нужно «свернуть горы». Если ты действительно его любишь, ты ни на секунду не задумаешься, как сделала это Маргарита.