Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина

Тема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз подводил к выводу, что смерть является неотъемлемой частью жизни. Чаще всего смерть выступает либо как наказание (“Господин из Сан-Франциско”, “Суходол”, “Чаша жизни”), либо как избавление (“Деревня”, “Братья”). Жизнь же только тогда наполнена и одухотворена, когда в ней есть любовь (цикл “Темные аллеи”, “Солнечный удар”).
Рассмотрим некоторые из перечисленных произведений писателя.

В 1914 году Бунин пишет рассказ “Братья”, общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: “Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата”. Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей. Но эта аллегория соотносится с конкретной исторической содержательностью.
Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и “брате” его – богатом английском путешественнике. Жизнь раба – унижение естественности и красоты. Богатые “братья” лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл.
Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого “брата” без высокой внутренней цели предстает у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому также фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши.
Гибель мира, преступившего законы человеческого “братства”, мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о “смысле бытия”, “божественном величие вселенной”, предрекает буддийская легенда в финале рассказа. Она повествует о том, что ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как ее отнесло далеко в море, погиб.
Таким образом, в первом случае (юноша-рикша) жизнь ужасна без надежды на счастье, поэтому смерть – избавление, во втором – жадность и бессердечность ведут к смерти-наказанию.
1915 год. В самом разгаре первая мировая война. “Говорят Брианы, Милюковы, – пишет И. Бунин, – а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк”. Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе “Господин из Сан-Франциско”.
Сюжет произведения прост. Герой рассказа, богатый американец, имени которого “никто не запомнил”, достигнув высокого материального благополучия, решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство – смерть героя.
Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход. Оказывается, накопленное господином не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, – житейской мудрости, доброте, духовности. Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: “Плакал, когда писал конец”. Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.
Также в этом рассказе передана и еще одна интересная мысль – жизнь и смерть постоянно рядом, в уходе нет ничего парадоксального или неправильного.
Но не всегда смерть является безжалостным приговором. В рассказе “Деревня” главный герой, старик, воспринимает смерть как заслуженную награду. В цикле “Темные аллеи” трагическая развязка закономерна, так как любовь, по мнению Бунина, настоящая и всепрожигающая, неминуемо убивает влюбленных, избавляя их от разочарования. Именно поэтому Бунин лишает своих персонажей возможности перейти в семейное русло. Брак несет с собой привычку, а привычка рано или поздно убивает любовь.
В повести “Митина любовь” героя преследует романс Рубенштейна на слова Генриха Гейне:
Я из рода бедных Азров,
Полюбив, мы умираем.
В. Н. Муромцева-Бунина в книге “Жизнь Бунина” пишет о том, что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса, который услышал в юношеском возрасте и в “Митиной любви” как бы вновь пережил его. Таким образом, любовь является главным качеством жизни – кто любит, тот живет. Но смерть тоже рядом, она выступает главным мерилом чувств, жизни вообще.
Размышляя о смысле бытия, Бунин пишет рассказ “Чаша жизни”. У каждого из героев этого рассказа была молодость, любовь, надежды, что-то живое и прекрасное. Но все это погибло в эгоистических устремлениях. “Зачем мы живем на свете?” — обращает мастер слова вопрос к каждому из них. Чаша жизни не стала для них чашей бытия. Она оказалась наполненной только мелким, житейским, эгоистичным. И Бунин ужасался жизнью всех, кто не задавался вопросом о смысле жизни.



spacer
Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина