Крушение теории Раскольникова.
Достоевский открыл в человеческой
душе такие пропасти и бездны,
которые и для Шекспира, и для
Толстого остались закрытыми.
Е. Тарле.
«Преступление и наказание одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман — это «психологический отчет одного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников. Однако в произведении речь идет не об обычном уголовном деле и Раскольников — это не обычный убийца, совершивший убийство из-за стесненных материальных обстоятельств.
На написание произведения Достоевского натолкнуло дело Пьра Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.
Сюжет разворачивается вокруг главного героя Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Одной из причин бунта Родиона является его бедственное положение: нечем платить за квартиру и за учебу, а сестра готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь ему. Такой жертвы герой принять не может, ибо он слишком горд. Гордость вот еще одна причина подтолкнувшая его к созданию чудовищной теории. Ведь его друг Разумихин находит другой, более разумный выход: он дает частные уроки. Но Раскольников не согласен так долго ждать, он слишком нетерпелив. Да к тому же, вся мировая история убеждает его в том, что сильные личности, пролившие кровь, не только не наказаны, но и считаются героями. Так рождается теория Раскольникова о делении людей на властелинов и «тварей дрожащих». Согласно ей необыкновенный человек имеет право «разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия». Задумав убийство старухи процентщицы, он решает проверить сможет ли он перешагнуть через себя и нравственные устои. «Тварь ли я дрожащая, или право имею?»- вот вопрос на который он пытается получить ответ.
После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался «тварью дрожащей». Следовательно его теория терпит крах, при столкновении «простой арифметики» с жизнью. Если один человек присваивает себе права уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то это безнравственно; кроме старухи-проценщицы, неожиданно убивает и безответную Лизавету — ту самую униженную и оскорбленную. ради которой совершенно преступление. Только на первый взгляд его рассуждение о двух разрядах людей очень логичны, но к какому разряду тогда отнести мать Радиона, сестру Дунечку, Соню? И не появится ли новый Раскольников, который сочтет, что они и есть «твари дрожащие» мешающие прогрессу. Достоевский считает, что каждая человеческая жизнь уникальна, и никто кроме Бога не может лишить человека жизни. С точки зрения христианства герой грешен, но не только потому, что совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя возможно избранным, «имеющим право».
Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения. Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких. Во-вторых, он не боится Бога. И только Соня помогает ему возродиться к жизни. Она твердо убежденна в том, что все люди имеют одинаковое право на жизнь, и ничем нельзя оправдать насилие и преступление. Она не понимает и не воспринимает теорию Раскольникова, противопоставляя ей любовь к людям, кротость и терпение. Именно Соня убеждает Радиона в необходимости покаяться, «донести на себя», очиститься, искупить свой грех страданием и начать новую жизнь. В конце Раскольников приходит к следователю и признается в убийстве. Герой не меняет свое отношение к собственной теории, совесть его не мучила; сожалеет он лишь о том, что так «глупо и глухо пропал» поддавшись собственной слабости. На каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Его воскресила любовь Сони, и в конце эпилога Радион впервые открыл Евангилие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый этап в его жизни — этап возрождения.
В романе «Преступление и наказание Достоевский призывает к преодолению эгоизма, гордыни, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.