Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно. Но нельзя забывать, что в этих произведениях много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.
«Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Эти слова, сказанные на заре XX века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко, Сокол, Буревестник. Но он же выступал и со страстным и горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех «свинцовых мерзостей» жизни. В пьесе «На дне» с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают людей на «дно». И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили практически все человеческое, не способны даже пожалеть друг друга, их жизнь — прозябание. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но прежде всего виноваты социальные условия, ведь, например, и Клещ, и Бубнов всю жизнь трудились, а оказались в ночлежке, значит — и честный труд не обязательное условие достойной жизни. Это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем. Даже здесь, «на дне» жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои «короли» и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Неумолимые законы несправедливого общества преследуют человека от рождения до смерти, от светских салонов до вонючих ночлежек. Только в последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом — обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, делает их черствыми и бесчестными, заставляет махнуть на себя рукой. Ворует Васька Пепел, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не смогут подняться! А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому была полна страстных мечтаний о будущем Наташа, думала о светлых чувствах Настя, верил в исцеление больной опустившийся Актер. У них только и было в жизни, что вера. «Нет у меня здесь имени. Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички», — с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно! Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от картежника и шулера. Мы понимаем, что в герое погибла недюжинная натура, сильный, ясный ум. Его гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи. Пьеса «На дне» проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Произведение имело огромный социально-политический резонанс, так как звало к переустройству общества, выбрасывающего людей «на дно». Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек!