Автор «Слова о полку Игореве» не известен. Имя автора не дошло до наших дней, потому что по древнерусскому этикету подписывать свои творенья считалось неприличным. «Слово…» начинается со вступления, где автор вспоминает знаменитого древнего певца-сказителя Бояна. «Вещий Боян» пел славу героям и, увлекаясь и фантазируя, «растекался мыслию по древу». Автор же обещает рассказать о событиях по-иному, Он решает отступить от традиции и излагать свое повествование достоверно, максимально приближенно к правде. Он не слагает славу своему герою, а повествует о поражении князя Игоря. Автор — патриот Русской земли. Он вкладывает в это произведение все свои мысли, чувства и эмоции.
Судя по тому, как автор подробно описывает поход князя Игоря, он был участником и свидетелем всех этих событий. Возможно, автор являлся церковнослужителем, потому что в те времена большинство образованных людей были именно церковнослужителями, но скорее всего это не так, потому что церковнослужители должны писать строго по канонам. Вероятно, он был человеком княжеского рода или даже приближенным самого князя.
Автор «Слова о полку Игореве» — это человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением. Автор «Слова…» обеспокоен политической раздробленностью страны, когда каждое княжество существует, словно само по себе. И именно к решению этой проблемы призывает он. Политическая идея «Слова…» выражена в «Златом слове» Святослава.
Автор «Слова…» — это поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко, образно, динамично, рассказать о событиях свидетелем и участником, которых он был. Автор, по моему мнению, не только рассказывает о походе Игоря на половцев, но и дает собственную оценку данным событиям. Одобряя стремление Игоря к свободе, его желание защитить родную землю, автор одновременно с этим осуждает честолюбие Игоря, которое заводит князя далеко от родной земли и приводит к гибели его войска. Этот человек очень любит родную землю, и именно эта любовь заставляет его говорить о единстве Руси.
В «Слове…» также есть и лирические отступления. Например, плач Ярославны — лирическая тема поэмы. В этом отрывке проявляется тема личной судьбы Игоря. Показав нам свои чувства и мысли, автор предстает перед нами как тонкий психолог. Он точно передает переживания любящей жены, князя Игоря перед побегом.
Писатель — это новатор, опередивший свое время. Новаторство слова заключается в следующем: во-первых, герои поэмы показаны не только в действие, но и в разгар внутренней борьбы. Образы Игоря и Ярославны по-человечески притягательны. Во-вторых, сон Святослава, как развернутая метафора происходящий событий, не просто являлся авторской находкой, но и предвосхитил все «сны» М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Н. С. Леского. В-третьих, впервые в русской литературе были прорисованы образы героев враждебного лагеря: половецких ханов Гзака и Кончака и бежавшего с князем Игорем — Овлура. В-четвертых, название поэмы, в котором освящение не столько самому князю, сколько его дружине, должно было звучать не только новаторски, но и смело.