В этом году мы отпраздновали шестьдесят три года со дня победы в Великой Отечественной войне. Нелегко досталась эта победа всему русскому народу. Война оставила кровоточащий рубец в истории нашего Отечества, в сердцах ветеранов-людей, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли нас и дали нам шанс продолжить жизнь мирно. Война потребовала миллионы человеческих жертв, принесла муки и страдания каждой семье и каждому человеку. В нашей памяти вечно будут жить немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины. Любовь к Отечеству в эту тяжкую годину обрела другое лицо, она превратилась в ненависть к врагу, к захватчику и удвоилась, объединив всех, кто только мог встать на защиту страны.
Что поможет нам помнить героев Великой Отечественной войны? Письма фронтовиков, их правдивые истории, художественные произведения. Литература 20го века отразила войну во всех ее проявлениях: героизм и мужество русского солдата, тяжелый труд в тылу, женщина на войне, ужасы плена. В произведениях К. Воробьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева и многих других, чье творчество мы можем отнести к » лейтенантской» прозе, ярко отражается тема служения Родине.
А. Т. Твардовский так же не обошел вниманием все, что пережил человек на войне. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику, так как сам автор участвовал в финской кампании и Великой Отечественной войне. В его творчестве нашлось место и публицистическим призывам, когда он в стихотворении «Бойцу Южного фронта» писал:
Настанет срок — народ — герой
Сметет врага с земли родной,
И слава первого удара — одна навеки за тобой.
Некоторые его стихотворения очень похожи на » новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»:
Эй, родная, смоленская,
Сторона деревенская,
Эй, веселый народ,
Бей! Наша берет!
Среди суровых будней войны находилась минутка солдату и для отдыха. Вдали от дома грустил солдат по родному очагу, крепко скучал по жене и детям, мечтал о встрече с любимой. Радостным было мгновение, когда выпадало счастье получить письмо из дома, а ведь часто бывало и так, что простая незамысловатая, бытовая забота скрашивала отдых солдата, поэту стихотворение Твардовского о таких мгновениях особенно реалистичны и дополняют картины войны. Это стихотворение «Спичка», «Армейский сапожник». Все же непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она спасена.
Это стихотворение рассказывает смысл существования солдата, смысл солдатского братства, когда погибший обращается к живым, воюющим и заставляет из помнить о своей великой миссии, вдохновляет их на бой:
Вы должны были братья,
Устоять, как стена,
Ибо мертвых проклятье —
Эта кара страшна.
Конечно, творчество Твардовского нельзя рассматривать без его поэмы «Василий Теркин», в которой о военной жизни рассказывает простой советский солдат Вася Теркин. Это должен был быть веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная». Хотя я думаю, герой поэмы «Василий Теркин» доказал, что он существует и без фантазии автора, а фигура он вовсе не «лубочная», а реальная и обычная. Да и сам автор пишет о своем герое:
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
В поэме Твардовский постоянно рассуждает о том, кто же такой этот Василий Теркин? Поэт пытается разгадать его характер, его сущность, то, что помогало громить фашистов, то, что их пугало в простом русском солдате. Так, по моему мнению, следуя примеру Шолохова, автор рассуждает о русском народном характере, который был воплощен в каждом солдате. Без такого солдата, мастера войны, родина не могла обойтись. Он нужен, чтобы поднять дух однополчан, чтобы помочь по хозяйству старикам в освобожденной деревне, чтобы совершить подвиг, и при этом желание у Теркина одно: победить и испытать счастье мирной жизни. Ведь солдатам так необходима была поддержка и умение видеть суровый военный быт сквозь призму мирной жизни, где есть место шутке, где обычные мирные вещи: вода, еда — так же нужны солдату. Фронтовая жизнь, несмотря на весь ужас войны, была многогранна. События жизни каждого солдата — героя война щедро насыщала, поэтому у Твардовского каждая глава в поэме — это событие, которое солдат должен перенести, в ратном труде победить врага и, самое главное, постараться выжить. В каждой из этих глав Теркин проявляет себя так, как проявлял себя каждый русский солдат, который был одержим одним желанием:
Впрочем, что там думать, братцы,
Надо немца бить спешить.
Вот и все, что Теркин вкратце
Вам имеет доложить
В бою у Твардовского всякое бывает: здесь и грохот пушек, и холод ночи, и ненависть к врагу, и ранения, но автор, мне кажется, сознательно старается обойти тему смерти солдата на войне. Его Теркин должен жить, и герой не даром говорит читателям, таким же бойцам, как и он:
— Разрешите доложить…
Коротко и просто:
Я большой охотник жить
Лет до девяносто.
С утверждением вечной жизни простого русского народа Твардовский освещает одну из основных тем творчества — тему памяти о народном подвиге. Поэту же Твардовский отводит главную роль в сохранении этой памяти для будущих поколений «во имя тех, кто все отдав» не оставил «ничего при себе». Пройдя войну, Твардовский чувствовал «навечное обязательство живых перед павшими» и невозможность забвения. Именно это стало основным мотивом его послевоенной лирики. Я уверена, что эти слова писателя должны и для нас, потомков героев Великой Отечественной войны, стать девизом, ведь избежать воин можно лишь помня о прошедших войнах.