Истинные и мнимые ценности в изображении Бунина

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — этот эпиграф указывает на главную идею рассказа: мир обречен на гибель в своих пороках. Мнимые и суетные ценности, и прежде всего сребролюбие, загромадили опустевшие души людей, и те стали подобны автоматическим биороботам, вещам, снаружи красивыми, а по сути — бессмысленным.
Господин из Сан-Франциско — обобщающий образ таковых людей. Символично не имеющий имени, он посвятил свою жизнь стяжательству, мечтая наслаждаться потом делом рук своих. Ему нельзя отказать в наличии души (которая мучилась незадолго до смерти, предощутив истинное положение вещей-» — О, это ужасно! — пробормотал он, опуская крепкую лысую голову и не стараясь понять, не думая, что именно ужасно, потом привычно и внимательно оглядел свои короткие, с подагрическими затвердениями на суставах пальцы, их крупные и выпуклые ногти миндального цвета и повторил с убеждением: — Это ужасно…»), но его душа умерла, не имея и фотончика Небесного Света, отраженного хотя бы в культуре и искусстве, которыми он не интересовался. Путешествие он предпринял «единственно ради развлечения», чтоб подчеркнуть свою принадлежность к сильным мира сего. Но оно не оправдало надежд господина на красоту и идеальность. Погода, немощь человеческого естества, убогость нищей жизни дали результат: -«И господин…вспомнив, что это и есть подлинная Италия, которой он приехал наслаждаться, почувствовал отчаяние…». Однако, господин не захотел расставаться со своими приоритетами. Поэтому как уже безнадежный умер, смертью телесной засвидетельствовав смерть духовную.
Но ему противопоставляются другие люди, такие как Кармелла и Джузеппе, Луиджи, Лоренцо — не ослепленные сребролюбием, искренние, простые, живые. Они не ослеплены богатством (Луиджи насмехается над надменными богатеями, Лоренцо довольствуется ничтожно малым, Кармелла и Джузеппе вдохновенные люди искусства). Таким как два абруццких горца солнце светит так, что заставляет их петь и ликовать. Даже авторитетным упоминанием о Вифлееме Бунин обличает стяжательство и гордыню Нового человека со старым сердцем.
Но какие же уроки мы можем воспринять для себя лично? Мы ведь не заставляем крутиться мир, ворочая огромными суммами. Главный урок — не надеяться на богатство, как нечто преходящее, но на то что вечно-любовь, искренность, добро. И еще: не прельщаться роскошной жизнью, и не привязываться к богатству. Бунин, зная поползновенность человеческих сердец, прибегал нередко к эстетизации безобразного (голуби — «белые комочки», «прыщики, чуть припудренные»,»красив, как пиявка»), чтобы не поселился этот порок через рассказ, направленный против него, в душах читателей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Истинные и мнимые ценности в изображении Бунина