Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях. Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним. Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
«Подводное течение»-так называли в худ. театре это характерное для Чеховских пьес развитие конфликта.
Каждый герой живет своей жизнью, которая мало зависит от основного сюжета, от реплик других героев. Слова часто произносятся машинально, а интонация выражает состояние героя. Эти приемы режиссер Немирович-Данченко называет «подводными течениями».
Лейтмотивные реплики героев : герои часто повторяют одинаковые или похожие по смыслу реплики.
Странное поведение : герои часто совершают действия, психологическая мотивировка которых трудно понимаема.
Нарушение диалога : герои отвечают друг другу невпопад, каждый говорит о своем, не слыша другого (других).
Вывод:Все это указывает на разобщенность людей. Все герои одинаково глухи к чужим проблемам, нарушены контакты, межличностные связи. В современной драматургии этот прием называют «провалом коммуникации».В пьесе появляется сквозной мотив глухоты.
Фирс реально физически глухой человек, самый отзывчивый в отличии от героев. Поэтому он по праву называет всех «недотепами»,