Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году.
Все герои ранних рассказов Горького красивы и самоотверженны, их жизнь имеет высокий идейный смысл. Один из таких героев — Данко.
Он изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, этот герой повел людей своего племени через болото и лес, чтобы они узнали лучшую жизнь.
Данко даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Этот мужественный и свободолюбивый герой Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремится пробудить в людях истинно человеческие качества, которые, под влиянием страха, побеждены в них звериными началами. Недаром автор замечает, что люди племени смотрели на Данко «как звери»: «они насторожились, как волки».
В конце рассказа Данко погибает с радостным сознанием исполненного долга. Но, к сожалению, подвиг этого героя, его утверждение нового отношения к жизни и человеку, так по-настоящему и не был понят соплеменниками. Очень скоро они забыли о своем спасителе. «Осторожный человек» из племени наступил ногой на гордое сердце Данко, и оно, рассыпавшись на искры, угасло.
Такой финал, на мой взгляд, не примиряет Данко и его племя. Наоборот, здесь подчеркнуто благородство героя, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них награду себе», и неблагодарное поведение людей, не оценивших высокого подвига самопожертвования.
Мне кажется, что в таком повороте событий выражен протест Горького против жалких людей, лишенных подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть, на мой взгляд, исключительность героя. Этот «осторожный человек» воспринимается как один из многих людей — «негероев», которые неспособны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.
Вообще, ввод легенды о Данко в рассказ «Старуха Изергиль» необычен. Эта легенда словно опоясана пейзажем, в который входят образы моря, тучи, луны, степной дали. Причем каждый из этих образов эмоционально насыщен, создает атмосферу таинственности и необычности: «море шумело», «туча черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет», «от облаков падали на землю густые стаи теней», «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно», «и в степной дали, теперь уже черной и странной,…».
В легенде мы наблюдаем как бы противоборство «маленьких голубых огоньков» с ночной чернотой степи. В легенде о Данко обращает на себя внимание то, что ее заключительные строки буквально насыщены светом. Таким образом, автор рисует полный сочных красок пейзаж.
Здесь показателен сам выбор цветовой гаммы: солнечный, золотой, красный. Хорошо известно, что с блеском, сиянием, золотистым и пурпурным цветами связана святость. Особенно важен в легенде выбор красного цвета. Издавна противостояние красного и черного символизирует оппозицию жизни и смерти. Горький не случайно замечает, что «река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из… груди Данко». Этим сравнением писатель как бы подчеркивает, что, благодаря подвигу Данко, люди будут жить полнокровной, «горячей» жизнью, как будет жить и сама земля.
Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» Данко олицетворяет человечность, святость, свет.
Имя героя легенды — Данко — связано со словами «дань», «дать», «дающий». Очень важны такие слова этого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?», то есть «Что я дам людям?» В этом смысле образ Данко, как мне кажется, перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие мучения ради блага людей.
Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе. Но мысль о том, что счастливым становится лишь человек, отдавший жизнь за других, была тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне двадцатого, революционного столетия.