Система образов и символика в произведении Максима Горького “Старуха Изергиль”

“Старуха Изергиль” – одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность.
Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра – вольный сын девы и гордого орла, и Данко – герой, “сгорающий сам, светя другим”. Три героя – три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава – легенда о Ларре, которую ведает старуха. Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее “черных глаз”, тусклых, “изогнутого, совиного носа” , изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, “впалых щек”. Перед нами безжизненное существо, она подобно “тени”, которая есть, но нереальна по своей сути( Изергиль – образ

сказочницы).Вообще, стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ, проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех – главный. Ее описания – образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная – собеседница рассказчика – слушателя. Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого.
Ларра – еще одна, ключевая, тень. он – раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы. Его наказание за безмерную гордыню – бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную.
Данко – герой, который оставил уже не “тень” , а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он – образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре. Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности.
Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И, хотя она считает, что ставила свою “тень” в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное, как существование Ларры. Они – две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко, но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод – горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви, как и Данко людям, свое сердце. Она ошибается, от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви. По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна.
Данко – это не “тень”, это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою.
Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко : старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее, показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь, видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит, что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. !
Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой, она ползла к пленным через часового, чтобы увидеть “возлюбленного” – не есть подвиг. Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила (так же наступив на горло как и Ларра своей жертве) по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество.
Три убийства – еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради “любимого” , а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут…
Подводя итог в нашей образной и символической линии, еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль – образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными. Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям…
Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине – старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко. Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя, как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.



spacer
Система образов и символика в произведении Максима Горького “Старуха Изергиль”