Художественные особенности рассказа М. Горького “Макар Чудра”

“Макар Чудра” относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого “романтического”.
Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение. Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.
Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни

из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы. Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции. Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.
Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.
Еще одна особенность
рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: “С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек. Именно такие люди и “населяют” рассказ Горького.
Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли “второго” рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с “первым” рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.
Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: “Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!”
Но именно благодаря “слушателю” мы “видим” природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.
Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление “хорошего” героя и “плохого”. В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко “любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми”. И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.
В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: “Я свободный человек и буду жить так, как хочу!” И Радда вторит ему: “А еще я люблю волю”.
И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: “Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня”.
Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.
Еще одной особенностью рассказа “Макар Чудра” является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: “Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все”, “…разве ты сам не жизнь?”, “…всякий сам учится”, “так нужно жить: иди, иди – и все тут”, “Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…”
Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот “жизненных” афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.
Таким образом, рассказ Горького “Макар Чудра” – яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.



spacer
Художественные особенности рассказа М. Горького “Макар Чудра”