“Горе от ума” А. С. Грибоедова как комедия нового типа

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” стала в русской литературе принципиально новой пьесой, отступившей от классицистических законов и построенной по законам новой драмы.
Прежде всего, драматургическое новаторство автора проявилось здесь в отказе от некоторых жанровых канонов классицистической “высокой” комедии. Александрийский стих, которым написаны “эталонные” комедии классицистов, заменен в “Горе от ума” вольным ямбом – гибким стихотворным размером, позволившим передать все оттенки живой разговорной

речи.
В “Горе от ума” не пять, а четыре действия, поэтому здесь нет характерной для “пятого акта” ситуации, когда все противоречия благополучно разрешаются и жизнь героев налаживается. Главный конфликт комедии, общественно-идеологический – противостояние Чацкого и фамусовского общества – остался, по большому счету, незавершенным.
Важная отличительная особенность “Горя от ума” – переосмысление комических характеров и комических ситуаций: в них автор обнаруживает скрытый трагизм. Трагедийный пафос особенно усиливается в финале произведения: все основные персонажи четвертого действия,
включая Молчалина и Фамусова, предстают не в традиционно-комедийных амплуа, а больше напоминают героев трагедии. Подлинные трагедии Чацкого и Софьи дополнены “маленькими” трагедиями Молчалина, нарушившего свой обет молчания и поплатившегося за это, и униженного Фамусова, с трепетом ожидающего возмездия от княгини Марьи Алексевны.
Новаторство “Горя от ума” коснулось и языка комедии, который свободен от лексических, синтаксических и интонационных ограничений. Можно сказать, что это “грубая” стихия разговорной речи, превратившаяся под пером Грибоедова в чудо поэзии и вошедшая в классику. “О стихах я не говорю, – заметил Пушкин, – половина – должны войти в пословицу”.
Претерпел “пересмотр” и образ главного героя комедии. Несмотря на то, что Чацкий противостоит косному московскому барству и выражает авторскую точку зрения на русское общество, его нельзя считать безусловно “положительным” персонажем, какими были персонажи комедиографов-предшественников Грибоедова. Поведение Чацкого – поведение обличителя, судьи, трибуна, ожесточенно нападающего на нравы, быт и психологию фамусовцев. Но автор указывает мотивы его странного поведения: ведь Александр Андреевич приехал в Москву с другой целью.
Негодование, которым охвачен Чацкий, вызвано особым психологическим состоянием: его поведение определяют две страсти – любовь и ревность. В них главная причина его горячности. Именно поэтому, несмотря на силу своего ума, влюбленный Чацкий не владеет своими чувствами, вышедшими из-под контроля, не способен действовать разумно. Гнев просвещенного человека, соединившись с болью утраты возлюбленной, и заставил его “метать бисер перед Репетиловыми”. Поведение Чацкого комично, однако сам герой испытывает при этом подлинные душевные страдания, “мильон терзаний”. Чацкий – трагический персонаж, попавший в комические обстоятельства.
Кроме того, Фамусов и Молчалин так же не похожи на традиционных комедийных героев. Фамусов – трагикомическое лицо, ведь в финальной сцене не только рушатся все его планы относительно замужества Софии – ему грозит потеря репутации, “доброго имени” в обществе. Для Фамусова это настоящая беда, и потому в конце последнего действия он восклицает в отчаянии: “Моя судьба еще ли не плачевна?”. Трагикомично и положение Молчалина, который находится в безвыходном положении: плененный Лизой, он вынужден притворяться скромным и безропотным обожателем Софии. Молчалин понимает, что его отношения с ней вызовут раздражение и начальственный гнев Фамусова. Но и отвергнуть любовь Софии, полагает Молчалин, опасно: дочь имеет влияние на Фамусова и может отомстить, погубить его карьеру. Он оказался между двух огней: “барской любовью” дочери и неминуемым “барским гневом” отца.
В отличие от героев классицистических комедий, главные действующие лица “Горя от ума” (Чацкий, Молчалин, Фамусов) изображены в нескольких социальных ролях. Например, Чацкий не только вольнодумец, представитель молодого поколения 1810-х гг. Он и влюбленный, и помещик (“имел душ сотни три”), и бывший военный (когда-то Чацкий служил в одном полку с Горичем).
Фамусов в комедии не только московский “туз” и один из столпов “века минувшего”. Мы видим его и в других социальных ролях: отца, пытающегося “пристроить” дочь, и государственного чиновника, “управляющего в казенном месте”. Молчалин не только “секретарь Фамусова, живущий у него в доме” и “счастливый соперник” Чацкого: он принадлежит, как и Чацкий, к молодому поколению. Но его мировоззрение, идеалы и образ жизни не имеют с идеологией и жизнью Чацкого ничего общего. Они характерны для “молчаливого” большинства дворянской молодежи. Молчалин – один из тех, кто легко приспосабливается к любым обстоятельствам ради одной цели – подняться как можно выше по служебной лестнице.
Грибоедов пренебрегает важным правилом классицистической драматургии – единством сюжетного действия: в “Горе от ума” нет единого событийного центра. Два конфликта и две сюжетные линии, в которых они реализуются (Чацкий – София и Чацкий – фамусовское общество), позволили драматургу искусно соединить глубину общественной проблематики и тонкий психологизм в изображении характеров героев.
Но в “Горе от ума” сохранились некоторые черты классицистической комедии. Так, например, здесь соблюдены характерные для драматургии классицистов “единства” – единство места (дом Фамусова) и единство времени (все события происходят в течение одного дня). Они помогают добиться концентрации, “сгущения” действия.
Мастерски использованы Грибоедовым и некоторые частные приемы поэтики классицизма: изображение персонажей в традиционных сценических амплуа (неудачливый герой-любовник, его пронырливый соперник, служанка – доверенное лицо своей госпожи, капризная и несколько взбалмошная героиня, обманутый отец, комическая старуха, сплетник и т. п.).
В комедии используется классицистический прием “говорящих” фамилий и имен, чтобы подчеркнуть главную черту в облике или положении некоторых центральных персонажей: Фамусов – всем известный, у всех на устах (от латинск. fama – молва), Репетилов – повторяющий чужое (от франц. repeter – повторять), София – мудрость (древнегреч. sophia). Чацкий в первой редакции был Чадским, то есть и “пребывающим в чаду”, “начадившим”. Зловещая фамилия Скалозуб – “перевертыш” (от слова “зубоскал”). Молчалин, Тугоуховские, Хлестова – эти фамилии “говорят” сами за себя.
Таким образом, в “Горе от ума” ярко проявились важнейшие особенности реалистического искусства. Эта пьеса стала целой вехой в русской драматургии, установив совершенно новые каноны и законы, позволившие глубоко и правдиво раскрыть характеры героев, дать характеристику обществу, раскрыть особенности современной Грибоедову эпохи.



spacer
“Горе от ума” А. С. Грибоедова как комедия нового типа