«Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н. Г. Чернышевский)

Л. Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в фонд русской классики, но и как человек, который пытался разобраться в проблемах бытия. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству мы можем проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Роман-эпопея — такой жанр определяет критика для «Войны и мира». Эпопея — потому, что на страницах этого произведения

раскрывается сложный внутренний мир великого множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые по задумке автора обязательно оказывают влияние на человека, приводя его на путь самосовершенствования.
В романе писатель изобразил все слои русского общества, а также солдат и генералов французской армии. Но, несмотря на такой широкий охват, есть в произведении герои, судьбы которых особенно волнуют автора, и поэтому очень подробно раскрываются.
Прежде всего, князь Андрей Болконский. Это очень волевая, одаренная натура. На страницах романа данный образ постепенно меняется под влиянием происходящих
в его жизни событий. В самом начале Болконский — честолюбивый офицер, стремящийся совершить подвиг. Но, после ранения под Аустерлицем, он понимает тщетность своих устремлений. Герой уезжает к себе в имение и занимается тем, что старается облегчить жизнь своих крепостных (как похоже это на самого Толстого!). Но в 1812 году вновь вступает в армию, теперь уже не стремясь совершить подвиг, а для того, чтобы помочь Родине. Смерть же князя после ранения под Бородиным — не только важный момент в раскрытии этого характера, но и один из самых замечательных эпизодов романа. Мысли Болконского о любви, смерти и жизни наполнены истинно христианским духом.
По другому пути развития идет Пьер Безухов, натура эмоциональная и неустойчивая. Он также понимает значение долга, но главное для него — это поиск «успокоения, согласия с самим собой». Весь жизненный путь Пьера — непрестанные искания смысла жизни. И если Болконский нашел смысл в служении Отечеству, то Пьер состоялся как отец семейства (эпилог). Хотя это не все, что занимает его ум и сердце. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер член тайного общества.
Женские образы романа не менее интересны. На страницах романа три женских фигуры особо волнуют читательское внимание: Наташа Ростова, Марья Болконская и Элен Курагина.
Важно отметить такую особенность Тостого-художника — он не дает подробного описания портретов, а лишь подмечает какую-то характерную деталь. Так, в Марии он подмечает некрасивое лицо, но поразительные, восхитительные глаза и улыбку, которая мгновенно освещает лицо. У Наташи во всем видна ее природная живость и легкость: в глазах, в острых худых плечах, в широком рте. Говоря об Элен, автор непременно подмечает мраморные плечи. Все это превосходно характеризует персонажей.
Любимой героиней автора является Наташа Ростова. На примере ее судьбы Толстой показал, как должна реализовать себя женщина в этом мире. В эпилоге рассказано, что она вышла замуж за Пьера Безухова и родила много детей. Материнство, по мнению Толстого, — самое великое таинство на земле.
Вторая тема романа — война. Писатель дает широкие художественные полотна, рисующие батальные сцены, а также показывает и психологию отдельной личности. Именно поэтому некоторые сражения даются глазами кого-либо из персонажей (Болконский, Пьер). Толстой сам в прошлом офицер, поэтому он показывает войну без налета романтизма, «в крови, в страданиях, в смерти».
Замечательно вырисован им образ Кутузова. Он становится выразителем взглядов самого автора. И основу его миропонимания составляет теория, что творцом исторических событий является не отдельная личность, а народ. Именно поэтому Кутузов — лишь сторонний наблюдатель на поле боя. Он может лишь поддержать боевой дух солдат, а остальное сделают они сами. Наполеон, по сравнению с Кутузовым, жалок, так как уверен, что только его воля может привести к победе.
Таким образом, в своем романе «Война и мир» Толстой показал не только огромнейший срез истории — от 1805 до 1820 года — но он мастерски вырисовал каждый персонаж (а их в произведении сотни). Писатель показал себя как талантливый художник и психолог. По простоте и поэтичности его описания природы можно сравнить разве что с Фетом и Тютчевым.



spacer
«Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н. Г. Чернышевский)