Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

М. Горький бурно входил в большую литературу. Ярким показателем талантливости того или иного писателя является отношение к нему читающей публики. Молодого прозаика, выходца из низов одни рьяно отвергали, другие торжественно возводили на литературный Олимп. Все потому, что уже в первых своих произведениях он выступил новатором. Многие литературоведы уже в 20-30-е годы заговорили о горьковском этапе в русской литературе ХХ века. Во многом они оказались правы.
Горький поставил перед собой задачу: переделать мир мерзости и насилия. «Я шел босым сердцем по мелкой злобе и гадостям жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу», — писал он в автобиографическом рассказе «Герой». «Гадости жизни» не давали ему покоя. Их искоренению он и посвятил свое творчество.
Первый период творчества Горького связан с такими романтическими произведениями, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». В них Горький, чтобы разбудить серые и скучные лица современников, заразить их энергией созидания, предлагает необычных героев, не похожих на обычных людей. При этом автор использует нетрадиционные рассказы, в основе которых лежат легенды («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), сказки («О маленькой фее и молодом чабане»), песни («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
Главный мотив в этих произведений — это жажда подвига, стремление посвятить свою жизнь, свои свободолюбивые порывы людям.
Так, Данко, чтобы осветить путь заблудившимся во мраке людям, вырывает из груди сердце. И оно, как пылающий факел, светит им во мраке, спасает от смерти. Данко вызывает восторг писателя, потому что он вывел людей из «леса», «болот», «смрада». Разорвав грудь, поднял он сердце свое, как факел, совершив подвиг любви во имя человека. Все законы романтической поэтики соблюдены: сюжет строится на антитезах «герой» — «толпа», «тьма» — «свет».
Герой легенды «Макар Чудра», Макар, своим высшим идеалом считает вольную цыганскую жизнь.
Прекрасна и влюбленная пара — цыгане: красавица Радда и мужественный Лойко Зобар. Лойко не пожелал принять брошенный девушкой вызов (она отдаст ему свое сердце, только если он опустится перед всем табором перед ней на колени и признается в любви) и на глазах всего табора вонзил острый нож в сердце любимой девушки. Но и сам все-таки опустился перед ней на колени, пронзенный ножом отца возлюбленной, старого солдата Данилы. Так закончилась история любви этих красивых » и душой, и телом» гордых людей, отдавших предпочтение смерти, нежели жизни без свободы.
Радда и Лойко стремятся быть вольными, как ветер. Их независимость, гордость восхищают, привлекают, но и обрекают на одиночество, невозможность счастья. Они становятся рабами этого чувства, готовы отдать за свободу жизнь, но утрачивают способность жертвовать чем-то ради любимого человека.
Не по душе Горькому люди, страдающие высокомерием, гордыней, индивидуализмом по отношению к людям: «Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». Жестоко поплатился за эти отвратительные качества сын женщины и орла, получивший имя Ларра, что значит — отверженный, выкинутый вон.
Ларра убил девушку только за то, что она не захотела идти с ним. Ларра наказан: обречен на вечное одиночество, вечное скитание по свету. Нет у него друзей. Нет ему смерти; радости, любви тоже нет в его жизни: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»
В «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» наглядно проявились социально-политические аспекты. Два образа-символа — свободолюбивого Сокола и мещански самоуспокоенного Ужа — прошли через всю творческую биографию Горького.
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о Соколе», написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!» Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, гагарам и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем».
Главная заслуга писателя заключается в том, что хилым персонажам с несчастными душонками, пытающимся разобраться в собственных мелких проблемах, он противопоставил героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигу во имя высокой идеи. Данко отдает свою жизнь ради спасения других людей. Ведущие образы написаны ярко, колоритно. Это герои не типические, как в литературе критического реализма, они просты, статичны, без развернутой предыстории и психологических характеристик.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького