Каждое утро, проснувшись, я подхожу к окну и гляжу сквозь него. Я вижу тополя, соседку, кормящую голубей, людей, спешащих по своим делам, белые клубящиеся облака. Смотря на эту привычную картину, на эти привычные вещи, я постепенно понимаю, что мой дом не ограничен стенами, что все, что я вижу, и даже то, что могу представить — тоже является моим домом.
И как нельзя достигнуть горизонта, так нет границ у моего мира…
Я думаю, что природа — неотъемлемая часть нашей жизни. Что такое Родина? Я уверен, что большинство из нас начнет ответ на этот вопрос с описания березок, сугробов и озер. Природа влияет на нашу жизнь и настроение. Она вдохновляет, радует и иногда подает нам знаки. Поэтому, чтобы природа была нашим другом, нужно ее любить и беречь. Ведь людей много, а природа — одна на всех!
Природа очень сильно влияет на человека: дает ему силы, приоткрывает тайны, отвечает на многие вопросы. Творческие люди черпают вдохновение, глядя на простые, и в то же время, идеальные картины природы. Писатели и поэты практически всегда обращаются к проблеме человека и природы, поскольку чувствуют связь с ней. Природа является неизменной частью почти каждого прозаического творения.
В двадцатом веке к этой теме обращались Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Распутин. «Прощание с Матерой» — книга о том, что связь человека и природы глубоко психологическая, а, возможно, и нравственная. Образ Родины в повести неизменно связан с образом земли. Матера — это остров и деревенька, которая носит такое же название. И все это должно исчезнуть. Распутин рисует нам картины осознания людьми всего того, что должно произойти. Старожилы не могут свыкнуться с той мыслью, что им придется покинуть свою родину. Разворачивается широкая психологическая картина. Молодое поколение совсем по-иному воспринимает сложившуюся действительность. Внук Дарьи, Андрей, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. Андрей не задумывается, что Матера — это его корни, он слушком беспечен в этом плане. «Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину, освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет», — обращается к своим читателям Распутин. Его произведение — напоминание людям о том, что истоки нравсвтенности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.
Творчество Чингиза Айтматова также проникнуто идеей о генетической связи человека и природы. В 80-е годы Айтматов обращается к жанру романа. Им написаны «И дольше века длиться день» и «Плаха». В них писатель предостерегает человека от самоуничтожения. Здесь поставлены самые трудные вопросы, касающиеся не только наркомании, бездуховности, но и проблем экологии.
Астафьев в «Царь-рыбе» рисует жизнь народа, ее связь с природой и окружающим миром. Писатель считает, что природа — неотъемлемая часть нашей жизни. Прослеживается некоторая закономерность: чем ближе к нашему времени, к нашему поколению, тем чаще писатели обращаются к этой проблеме. И это уже не просто желание показать красоту природы, а своеобразный крик души. Стремление раскрыть людям глаза на правду, на реальность, на действительность.
Человечество наивно думает, что оно — царь природы… А между тем, в фильме «Война миров», снятом по книге Герберта Уэлса, марсиан победила не сила человеческого оружия или разума, а бактерии. Те самые бактерии, которых мы не замечаем, которые творят свою маленькую жизнь без нашего ведома и совершенно не собираются спрашивать, хотим мы того или иного…
20 век внес большие изменения. Творения человеческих рук вышли у него из-под контроля. Цивилизация стала развиваться такими сумасшедшими темпами, что человек не на шутку испугался. Теперь ему грозит гибель от своего же детища. Да и природа стала показывать, «кто в доме хозяин», — участились всевозможные природные катаклизмы и бедствия. В связи с этим началось пристальное изучение не только природы как отдельной системы с ее собственными законами, но и появились теории, рассматривающие всю Вселенную как единый организм. Эта гармоничная система не может существовать без слаженного взаимодействия всех ее частей, к которым относится и каждый человек в отдельности, и человеческое общество в целом. Таким образом, для существования Вселенной необходима гармония, как в природном, так и в человеческом мире. А это значит, что люди на всей планете должны жить в мире не только с себе подобными, с растениями и животными, но, прежде всего, со своими мыслями и желаниями.