Искусство — одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает нам взглянуть на мир с разных точек зрения. Я считаю, что человек не может считаться развитым, духовным, если в его душе нет места искусству. Только так, на мой взгляд, возможно развиваться внутренне.
Если бы не было искусства, мы бы никогда не узнали, как может радоваться душа красивой музыке, прекрасной живописи, великолепным стихам. Лично для меня огромную роль в жизни играет литература. Я не представляю себя без книг. Мне нравится проза, я часто наслаждаюсь языком Набокова, тонким психологизмом Чехова, сложными героями Достоевского. Но особое место в моей душе занимает поэзия. Я обожаю стихи Сергея Есенина, этот поэт дорог мне. Я будто сердцем понимаю то, о чем он пишет.
Лирика Есенина поражает меня яркостью своего эмоционального богатства, насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Он «пишет сердцем», каждое его произведение подобно исповеди.
Хочется сказать, что Есенин глубоко народный поэт. Его творчество пронизано поразительной по силе любовью к Родине, к ее природе. Он как никто другой чувствует свое единение со всем живым вокруг:
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
О чем бы ни писал поэт, он мыслит образами, взятыми из мира природы. Описывая свою возлюбленную, он сравнивает ее с закатом, со снегом, подчеркивая тем самым ее главное очарование — естественность:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Поэт воспринимает природу всеми органами чувств. Мир природы у него необыкновенно красочен: здесь и «розовый закат», и багряные кусты, и снег лучистый, и «алый свет зари», и «вечер голубой», и «синий плат небес», и «роща золотая». Здесь все живет своей жизнью, отдельной, независимой, прекрасной, богатой:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Общее настроение поэзии Есенина часто напоминает творчество А. С. Пушкина, которого поэт считал своим учителем. Есенин по-пушкински мудро воспринимает жизнь с ее вечными законами. Увядание природы, как и увядание человеческой жизни, воспринимается поэтом удивительно спокойно. Картина золотой осени вызывает у него ощущение светлой грусти:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Смена возрастов и смерть человека как закон природы не пугает Есенина, напротив, он благословляет эту неизбежность расцвета и увядания:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Но при этом, Есенин не был бы настоящим русским поэтом, если бы в его стихах не было эмоциональной порывистости, хулиганства, буйства:
Плюйся, ветер, охапками листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.
Настолько же порывисто, страстно может быть его чувство к возлюбленной. Перед такой страстью отступают все страхи, условности, ломаются общепринятые рамки:
Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
Известен тот факт, что поэт был очень влюбчив, порывист, отчаян в любви. Но, пожалуй, по-настоящему его сердце принадлежало только России. Он до глубины души любил простую деревенскую Русь с ее укладом и традициями. Родина — вечная муза поэта. Во время перелома власти Есенину пришлось пережить и личный внутренний перелом. Революцию поэт принял восторженно, но смотрел на все происходящее, как сам признавался в автобиографии, «с крестьянским уклоном». Ему мечталось построить свой, крестьянский рай на земле:
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя — родина,
Я — большевик.
Но достаточно быстро Есенину пришлось разочароваться в происходящих вокруг переменах. Ведь революция принесла гибель дорогой его сердцу патриархальной деревне. В поэме «Сорокоуст» поэт противопоставил живое (тонконого жеребенка) мертвому (чугунному поезду).
Разочаровавшись во всех случившихся кардинальных переменах в стране, поэт уезжает в поездку по Европе и Америке. Но, естественно, заграница не смогла принести ему успокоения. В поздних стихах Есенина звучат тяжелые нотки отчаяния, тоски, даже страха. В итоге, в возрасте 30 лет жизнь еще совсем молодого человека трагически обрывается.
Сергей Александрович Есенин прожил на этом свете очень мало лет. Но за такой недолгий срок он оставил после себя богатейшее наследие — свое творчество. Его стихи поражают меня своей живостью, пронзительностью, уникальностью. В любом настроении я открываю томик стихов Есенина и нахожу там глубокие мысли, отвечающие моему состоянию. Можно сказать, что Есенин — это искусство для моей души.