Серебряный век — особая пора в русской поэзии, подарившая миру большое количество талантливейших имен и прекрасной поэзии. Владимир Владимирович Маяковский — советский поэт, один из крупнейших поэтов XX века. Начало творческой деятельности Владимира Владимировича Маяковского относится к 1908 году. В то время поэт принадлежал к литературному течению футуристов, стремящихся создать новое искусство, не обращаясь к наследию классиков. Ведущими художественными приемами футуристов являлись эксперименты над формой, злободневное содержание, эпатаж публики.
Одним из таких произведений является стихотворение «Нате!». Ключевой особенностью можно назвать изменение видения лирического героя произведения. Стихотворение разделимо на 2 смысловые части по изменению предмета, на который направлен взгляд лирического героя. Первая смысловая часть — первая и вторая строфы, вторая смысловая часть — третья и четвертая.
Первая смысловая часть начинается с переноса в будущее время, лирический герой предсказывает, что произойдет потом. («Через час отсюда…ваш обрюгший жир»). Маяковский использует метафору («вытечет по человеку ваш обрюзгший жир») , чем подчеркивает еще большую неприязнь к окружающим. Он не видит в них людей, не различает их, для него существует только одна большая масса. Следующие две строки — описание действий в прошлом («Открыл столько стихов шкатулок»), а затем характеристика самого лирического героя. Эпитетом «бесценных» подчеркнуто уважительное отношение всех к словам, а слова «мот и транжир» показывают пренебрежение лирического героя.
Вторая строфа первой смысловой части — прямое обращение лирического героя к окружающем, проходящим мимо него, людям. С помощью таких обращений «Вот вы, мужчина/ Вот вы, женщина» становится понятно, что лирический герой выбирает случайных людей, но так как в первой строфе говорится, что все для него одна сплошная масса, то на месте и мужчины, и женщины мог быть любой прохожий. Лирический герой выделяет в прохожих только негативные черты(«у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей»/ » вы смотрите устрицей из раковин вещей») Сравнение женщины с устрицей говорит сразу и о внешнем сходстве из-за белил, и о узости мировоззрения.
Получается, что в этой смысловой части взгляд лирического героя направлен на окружающих, с целью выявить и высмеять их пороки.
Во второй смысловой части взгляд автора перемещается со внешнего на внутреннее. Лирический герой говорит о проникновении толпы в личное пространство поэта. Уличность и неопрятность людей выявляется из слов «взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош». Еще одним неприятным словом называет поэт толпу — «стоглавая вошь». Опять же обобщение все в одно (вошь), но некое разделение на разные, хоть и одинаковые части (стоглавая).
Четвертая смысловая часть — еще большее перенесение во внутреннее поэта. Он чувствует свою власть над толпой, он не обременен ничем. Он может писать, а может и нет. («кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам»). Затем опять идет повторение фразы, звучащей в начала : «я — бесценных слов транжир и мот». Она объединяет первую и четвертую строфы. Но меняется немного сам контекст произнесения, то есть лирический герой говорит эти слова уже с большей уверенностью в себе, чем в первый раз.
Таким образом, взгляд автора идет от внешнего к внутреннему. Сначала говорится о толпе, к которой поэт относится с полным пренебрежением, а затем она постепенно проникает все больше и больше внутрь лирического героя, что совершенно не нравится поэту, но при этом позволяет ему понять, что он властен над нею и не обязан подчиняться ей.