Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Кирсоновым описывается в середине 24 главы. Данный эпизод является заключением конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, и, конечно, кульминацией всего произведения. Поводом для дуэли послужила сцена между Бзааровым и Фенечкой, случаным свидетелей которой стал Кирсанов-старший. Эпизод дуэли — это эпизод-повествование, в котором присутствует завязка.
Действие дуэли происходит утром, на фоне просыпающейся природы, которая противопоставляется дуэли Кирсанова и базарова. Комердинер Петр сильно взволнован, Базаров же не чувствует грозящей ему опасности, не воспринимает дуэль всерьез и считает это пустой тратой времени, но решается на нее, дабы отдать дань Павлу Петровичу, который относится к дуэли очень серьезно, что показывает поведение, дуэль — способ Кирсанова, в силу его аристократичности, сохранить чувство собственного достоинства, которое, по его мнению, было ущемлено Базаровым.
Эпизод играет важную роль в произведении, помогает раскрыть характеры героев. Оба дуэлянта уверенные в себе и могут постоять за себя, но имеют разные взгляды на жизнь, что показывает эпизод их подготовки к дуэли и действия во время самой дуэли. Перед дуэлью Кирсанов и Базаров обмениваются репликами, используя слова на разных языках, дабы еще больше противопоставить себя друг другу. Автор использует тропы и лексические фигуры для характеристики героев: сравнения («белые, как снег панаталоны»), перифраз(«разбойник»), эвфемизм(«необычаен»), эмфаза(«драться серьезно»,» истреблять друг друга»). Всем действиям и словам в этом эпизоде присуща ирония.
Я считаю, что авторская позиция выражается антитезой. Дуэль противопоставляется всему их окружению(фону), и на их фоне выглядит бессмысленно, глупо и неестественно. Данный эпизод очень важен в контексте всего произведения и является кульминацией, а также завершением конфликта «отцов» и «детей».