Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”

Эпизод “Бал в доме Фамусова” чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Конфликт стремительно развивается с первых же явлений пьесы и достигает кульминации в сцене бала.
Чацкий – революционер, типичный представитель молодежи 10-20-х годов XIX века. Он хочет добиться перемен в стране, улучшения системы образования, выступает против чинопочитательства. Он открыто противопоставлен Фамусову, который обладает житейским умом и ему ничего не нужно, кроме высокого чина, выгоды в замужестве Софьи, да жить

в угоду себе.
Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.
Светское общество, как стадо неразумных животных, похоже в целом, но отличается мельчайшими деталями, которые Грибоедов подчеркнул в описании этих людей. Первыми на сцену выходят Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи. Она доминирует в паре, руководит податливым мужем и забоится о нем, будто это не взрослый мужчина, а дите: “Мой милый, застегнись
скорей”. Она отвечает на все вопросы, а муж лишь твердит: “Теперь брат, я не тот…”. Чацкий удивляется такой перемене в образе жизни своего бывшего товарища. Грибоедов постоянно подчеркивает, что мужчины в светском обществе зависимы от женщин, они не стремятся быть главными в семье.
Вот появляются князья Тугоуховские с шестью дочерьми. Дочки не отличаются друг от друга, это можно понять даже по их ролям, которые им присвоил Грибоедов: 1-я княжна, 2-я княжна и т. д. Они глупы и говорят лишь о рюшечках, да одежде. “Ах! Прелесть!” – восклицает одна из них, а остальные лишь повторяют, словно отражения. Княжна Тугоуховская заботится только о том, как и куда пристроить свое потомство. Только завидев Чацкого и узнав, что он холост, Наталья посылает мужа к нему, расспрашивая Наталью Дмитриевну: “Какое звания?”, “Богат?”. Но ответы не удовлетворили княжну и она, не задумываясь, кричит мужу: “Князь! Назад!”. Князь Тугоуховский плохо слышит и не особо умен, он отвечает лишь краткими фразами-междометиями: “У-хм?”.
Приехали и графини Хрюмины: бабушка и внучка. Бабушка – типичная светская женщина. Даже на волосок от смерти она ходит на балы и играет в карты, ест, да пьет. Внучка же зла от того, что не вышла замуж. В беседе с графиней-внучкой Чацкий высмеивает “подражательницам модисткам”, его возмущает, что в России манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы.
Тут на сцену входит Антон Антоныч Загорецкий. В ту же минуту, пытаясь услужить Софье, он заговаривает о завтрашнем спектакле, говорит, что достал для нее билет, хотя это было очень трудно. Платон Михайлович говорит Чацкому о Загорецком, мол, он: “Отъявленный мошенник, плут”. Хлестова подтверждает, что: “Лгунишка он, картежник, вор”, но в то же время Антон Антоныч “мастер услужить”, ведь для нее он на ярмарке достал двух арапченков.
После выхода Загорецкого появляется Хлестова – тетка Софьи, шестидесяти пяти лет. Она имеет большой авторитет в обществе Фамусова. Сам хозяин дома знакомит ее со Скалозубом, чтобы она оценил выбор мужа для Софьи. Молчалин же, присаживаясь к Хлестовой, хвалит ее прекрасного шпица и предлагает сыграть в карты.
На балу Чацкий чувствует себя “не в своей тарелке”, он одинок как никогда. Люди не понимают его модернистических взглядов, а он не понимает, как можно жить без образования и развития. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно. Это и создает конфликт между Чацким и обществом. Все реплики, все монологи героя, направленные на изменения в обществе, пока что безуспешны. Но общество должно прогрессировать и в этом ему должны помочь люди-революционеры. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то “новых правил”: “…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать”. Это и племянник княгини Тугоуховской – “химик и ботаник”. Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они “упражняются в расколах и в безверье”.
Чацкий и фамусовское общество несовместимы, они “век нынешний” и “век минувший”. Люди в этом обществе пустые, не желающие перемен в своей жизни. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, так остро воспринимается ими. Из-за этого слух о безумии Чацкого, который пустила Софья, так рьяно был принят гостями Фамусова. В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения. Их рассуждения от чего Чацкий мог сойти с ума, делятся на три ветви: пьянство, наследственность и образование. Из-за образования они начали шуметь, словно рой разъяренных пчел. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина!”, – вторит Фамусов. Ему поддакивает Хлестова, а княгиня рассказывает о своем племяннике Федоре, который: “от женщин бегает” и “чинов не хочет знать”.
Они приняли сумасшествие Чацкого легко, даже объяснили причины, потому что иначе все, что говорил Чацкий, было бы правдой, а это недопустимо для устоев светского общества XIX века, ведь они не потерпят изменений в системе.
Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.



spacer
Анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”