Жанры баллады и элегии весьма распространены в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Это, в первую очередь, связано с содержательностью данных жанров.
Следует отметить, что баллада представляет собой песню на исторический или бытовой сюжет. Элегия — это философское размышление, проникнутое необыкновенной грустью. Именно таким чувством наполнено стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило». Синее море и вечерний туман навевают на лирического героя воспоминания об ушедших годах. Он думает о родных краях, но мысли его проникнуты грустью и тоской:
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило…
Лирический герой покидает родную землю и стремится уйти от воспоминаний.
Элегические произведения Пушкина носят глубоко философский характер. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» герой рассуждает о быстротечности времени. По мнению Пушкина, в мире существует общий для всего живого закон: «Мы все сойдем под вечны своды». Поэт считает эту мысль естественной и неизбежной:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
Однако для лирического героя очень важно даже после смерти оставаться на родине:
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
Весьма часто элегии Пушкина носят любовный характер. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» чувство восхищения природой и чувство любви тесно переплетаются в душе лирического героя: «Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою».
В отличие от элегии, баллада имеет ярко выраженный сюжет, который очень часто имеет фантастический характер. В «Утопленнике» Пушкин повествует о том, как «сети притащили мертвеца». Рыбак, испугавшись суда и разбирательств, снова сталкивает труп в воду. Только вот теперь утопленник ночами приходит к дому рыбака:
Есть в народе слух ужасный:
Говорят, что каждый год
С той поры мужик несчастный
В день урочный гостя ждет.
«Песнь о вещем Олеге» обращена к историческим событиям. Князю Олегу старый кудесник предсказывает «смерть от коня». Поверив в слова предсказателя, князь отказывается от своего верного боевого друга. И только через много лет вспоминает о нем, но конь «почил непробудным сном». Олег желает увидеть кости коня. Теперь-то и сбывается предсказание кудесника:
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала…
В творчестве Лермонтова баллады занимают особое место. Чаще всего, в них поэт заключает самые важные, общечеловеческие, ценности. В восточном сказании «Три пальмы» автор обращается к проблеме смысла жизни:
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничем благосклонный не радуя взор…
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Так три пальмы ропщут на создателя, ибо их существование в пустыне очень тяжело и бессмысленно. И, словно в наказание, небеса посылают к пальмам караван. Результат этого печален: «По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!»
В стихотворении «Воздушный корабль» рассказывается о погибшем императоре, который в час своей кончины покидает могилу и на волшебном воздушном корабле отправляется к родным местам. Но не осталось уже тех, кто помнил о нем и его любил:
Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок.
Вечное одиночество и тоска становятся верными спутниками императора.
Неоднократно обращался Лермонтов и к жанру элегии. Поэт придерживался классических канонов создания этих произведений. Так, в «Элегии» автор повествует о своем одиночестве и, в то же время, о нежелании быть частью жестокого и бездушного света. Лирический герой любуется жизнью рыбаков на берегу моря, но осознает, что «далек от счастья их душой».
Во многом данное произведение схоже с элегией Пушкина «Погасло дневное светило». Мотив одиночества и глубокой тоски объединяют эти стихотворения, которые очень точно и образно передают внутренние переживания героев.