«Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных», — эти слова английского политика У. Черчилля, как всегда, поражают нас своим остроумием и парадоксальностью. Однако если вникнуть в них внимательнее, то за веселой остротой встает глубокий и горький смысл.
Мы понимаем, что слова Черчилля не результат наблюдений над животными. Это, прежде всего, характеристика нас с вами — представителей рода человеческого. И характеристика эта весьма нелицеприятна — Черчилль приравнивает людей к свиньям.
Разумеется, этот умнейший человек не хочет оскорбить свиней, он использует этих животных для сравнения, учитывая то значение, которое слово «свинья» имеет в европейской культуре. А оно резко отрицательное — «грязный человек, неряха»; «о том, кто поступает низко, подло».
К сожалению, у Черчилля были все основания думать о человечестве именно так. Напомним, что он управлял Британией в сложную и противоречивую эпоху (одна вторая мировая война чего стоит!). Кроме того, этот английский аристократ получил соответствующее своему происхождению образование и имел возможность сравнить «нравственный облик» человечества разных эпох. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Черчилль не видел изменений в лучшую сторону.
И действительно, уроки истории заставляют нас полностью согласиться с мнением английского премьер-министра. Зачастую корыстные, эгоистические цели толкают людей на страшные поступки. За примерами далеко ходить не надо. Так, в последнее время в нашей стране с новой силой разгорается дискуссия о роли Сталина в жизни СССР. Кто-то опять стремится назвать его «великим вождем», уповает на его «могучую руку», а кто-то на современный лад имеют этого человека «эффективным менеджером».
Эти «странные» люди забывают о миллионах преступлений, которые находятся на совести (если о ней можно упоминать применительно к Сталину) этого человека. Ради эфемерной цели — построения коммунизма и «осчастливливания» людей будущего — советское руководство во главе со Сталиным уничтожило огромное количество людей, большая часть из которых была их соотечественниками (достаточно прочитать повесть «Котлован» Платонова).
«Великий вождь», прикрываясь лозунгами о «врагах народа» и шпионах, стремящихся разрушить первую в мире социалистическую страну, уничтожал, по сути, собственную нацию. В лагерях ГУЛАГа погибли или были морально сломлены лучшие умы, талантливейшие люди — те, кем страна должна была гордиться. Однако она стыдилась и ненавидела их, заставляла детей отрекаться от своих родителей, а друзей бояться и доносить друг на друга.
Литературными документами той страшной эпохи являются многие художественные произведения. Хрестоматийными уже стали «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова и т. д.
Однако Сталин не ограничивался лишь борьбой с собственным народом. Он использовал свои бесчеловечные методы по отношению и к другим нациям. Вспомним многочисленные истории с «переселением наций», когда целые народы как неугодные власти лишали родины и переселяли в другие места. Так было с некоторыми кавказскими народами, с немцами, жившими в Прибалтике, и т. д.
Но, кроме этого, правительство Сталина, пользуясь «правом сильнейшего», считало возможным распоряжаться жизнями людей других государств. В последнее время в СМИ активно обсуждают события 1940, произошедшие в Катыни, когда по приказу Сталина беззаконно было расстреляно несколько тысяч польских офицеров. По следам этих событий польский режиссер Анджей Вайда, у которого в тех событиях погиб отец, снял фильм «Катынь». Художник попытался разобраться, кто виноват в том страшном преступлении, за что были убиты невинные люди, которые составляли «цвет» польской армии, как сейчас должны вести себя Россия и Польша по отношению друг к другу.
Еще одной «глобальной бедой» 20 века стал, конечно, Гитлер и развязанная им вторая мировая война. Зверства, творимые фашистами, не поддаются не только пониманию, но даже объяснению. Складывается ощущение, что в то время мир охватило повальное безумие, люди в один миг превратились в самых отвратительных свиней.
Подтверждение тем страшным событиям мы находим во многих произведениях литературы. Одними из самых ярких я считаю повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!», рассказывающая о пленных в фашистских концлагерях, и роман Б. Шлинка «Чтец», в котором автор пытается проникнуть в психологию людей, служивших нацистскому режиму.
К сожалению, с развитием цивилизации человечество не становится лучше. Недавние теракты в Москве и Кизляре подтвердили это еще раз. Человечество не нашло способов мирно решать волнующие их вопросы, оно предпочитает насильственные методы, приносящие лишь смерть и страдания, но не эффективные результаты.
Живя в мире, где тебя вынуждают постоянно оглядываться по сторонам, подозрительно относиться к людям других культур, бояться и ненавидеть, невольно согласишься со словами Черчилля, а также с тем, что собаки и кошки гораздо лучше представителей рода человеческого, с которыми этим животным приходится жить рядом.