Роман «Обломов» был написан Иваном Александровичем Гончаровым в середине 19 века. В нем автор затрагивает актуальную тему своего времени — крепостное право. Люди видят, что оно изжило себя. Должно произойти переустройство общества, потому что крепостное право больше не сможет дать стране прогрессивного развития.
Раскрыть весь исторический процесс Гончаров не в силах. Вот почему он показывает это на примере типа Обломовых.
Помещик Илья Ильич Обломов — главный герой романа «Обломов». Детство его проходило в деревне Обломовка. Жизнь обломовцев была природоподобна. Из нее, как и из окружающей их жизни, изъяты были всякие движения. Весь воспитательный надзор за сыном сводится к ограждению его от ярких впечатлений, от какого-либо напряжения. В обломовской жизни нет места подлинной духовности. Единственная форма духовного бытия, доступная, обломовцам — сказки, легенды, мифы. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.
В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. В романе Гончаров описывает слугу Обломова по имени Захар.
Обломов лежит на диване и ничего не делает. Он знает, что «у него есть Захар и еще триста Захаров». Отсюда и рождается обломовщина — бездействие. Страна не получает дальнейшего развития. В итоге получается, что крепостное право губит Россию.
Ольга Ильинская и Штольц стараются исправить Обломова. Они заставляют его работать. Но все напрасно. Нельзя переделать человека, если его лень, бездействие, апатия ко всему, что делается на свете, заложены с детства в его характере и поступках.
Все это еще раз доказывает то, что крепостное право не должно больше существовать в стране России нужно что-то такое, что, может быть, исправит таких людей, как Обломов.
Раскрывая художественные особенности романа, нужно обратить внимание на его композицию. Роман состоит из четырех частей.
В первой части раскрывается картина жизни Обломова. Герой вписан в неподвижный бытовой интерьер, данный во, всей полноте его примет и деталей. Здесь совершается представления героя читателю.
Во второй части — повествование теряет статичность. Появляется Ольга Ильинская, грядет любовная драма. В драматическом действии развертывается подлинный характер главного героя.
В третьей части рассказывается об испытаниях любви. Обнаружилась вся уязвимость обломовского романтического чувства.
В четвертой части любовный роман завершился. Все последующее — «комментарии» к нему, прояснение сути драмы.
Почему роман состоит именно из четырех частей? Больше Гончарову не надо. Одна часть — описание жизни героя, вторая — описание подлинного характера Обломова, третья — описание чувств героя, четвертая — возвращение героя к повседневной жизни. Гончарову хватает четырех частей, чтобы доказать, что нет возможности изменить обломовский характер.
В конце первой части автор помещает «Сон Обломова». В этом эпизоде описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Почему Гончаров помещает этот эпизод именно в конце первой части? Автор хотел познакомить нас с героем в начале романа, чтобы в дальнейшем, читая роман, мы могли сравнивать истинный характер героя с дальнейшим старанием измениться.
Почему именно такая композиция помогает автору раскрыть тему крепостного права? Потому что Гончаров в четвертой части сводит на нет все старания к улучшению жизни. Это доказывает то, что России нужно переустройство общества.
Даже через мелкие подробности быта автор раскрывает глубокую тему. Халат, диван, тапочки, локти — эти детали специально укрупнены. Они становятся символами привязанностей Обломова. «Халатную» тему раскрывал не только Гончаров, но и многие другие поэты и писатели. Каждый автор старался отразить в своем произведении эту тему.
Гончаров умело использует описание отдельных предметов в обстановке, окружающей героя. Описание его вещей способствует раскрытию основной мысли романа. Гончаров, как и Гоголь, через деталь показывает характер героя, основную мысль романа.
Гончаров и через образы доводит тему до нас.
К Обломову приходил писатель — Пенкин, который предлагал ему прочитать свои статьи. Но Обломов их не читал, а говорил Пенкину, что тот только обличает, показывает грязь, радуется от этого. Обломов сказал: «Где же человечность-то?.. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя, и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову». Гончаров тем самым обращается к другим писателям, чтобы они не критиковали крепостное право, а, наоборот, предлагали выход из этой ситуации, искали новые пути преобразования России. В «Обломове» Гончаров только доказывает, что России нужно измениться. Он не критикует крепостное право. Но и пока ничего не предлагает. Я думаю, что Гончаров специально хотел сначала настроить, убедить народ, чтобы тот ему в дальнейшем помог найти путь переустройства общества.
В названии романа тоже лежит небольшой смысл. Гончаров сначала хотел назвать роман «Обломовщина». Но почему все-таки назвал «Обломов»?
Мне кажется, потому, что под словом «обломовщина» понимается вся Россия. Но не вся страна была обломовщиной. Не все помещики были такими, как Обломов. Это один из типов помещика. Но ведь все могло прийти к тому, что у власти стояли бы Обломовы. А если такие люди будут править страной, то страна не будет стремиться к лучшему, к прогрессу.
Благодаря мастерству Гончарова, перед нами роман, который нам, потомкам, позволяет увидеть, какие мысли занимали россиян сто пятьдесят лет назад, как народ решал государственные проблемы. И такие писатели-художники, как Гончаров, Гоголь помогают поколению двадцать первого века узнать характер русского народа через художественные описания быта одного героя, символизируя им, русский народ в определенную эпоху времени.
Гончаров — мастер слова, который может только с помощью одного пера показать нам начало девятнадцатого века. М попадаем туда, как наяву. Русский народ должен знать историю Отечества. Писатели помогают нам в этом. И мы должны сказать им: «Спасибо!».