А. П. Чехов в своей комедии «Вишневый сад» разделяет временные линии рассказа на несколько значащих частей. События, описанные в комедии, хотя и происходят единовременно, но ощущение движения времени различается для отдельных групп героев.
Владелец поместья — Раневская Любовь Андреевна — словно застыла в едином моменте времени вместе со своим окружением. Вернувшись из Франции, Раневская говорит о том, что словно попала в детстве и себя саму она ощущает, словно бы находящейся в том далеком времени. Этому способствует окружающая обстановка вкупе с вишневым садом и домашним окружением.
Для Раневской, ее семьи и окружения время остановилось в том месте, где у них есть большое состояние, обеспеченные родители, дом и сад ежедневно своим существованием радуют их, и, помимо того, вишневый сад приносит прибыль. В отрезок же времени, показанный в произведении, и сад уже не приносит прибыли, и забыто то, как это было возможно. Привыкшая к расточительности, Раневская погрязла в долгах, но пытается все так же беззаботно вести свою жизнь. Она расточительна и совершенно не умеет контролировать свои расходы. Теоретически, сложившаяся экономическая ситуация могла бы научить Раневскую оптимизировать расходы, повысить хоть как-то доход и вылезти из долговой ямы, но в действительности этого не происходит. Человек, сформировавший свой характер много лет назад, не меняется, как и не меняется его поведение. Именно в этом состоит конфликт, базирующийся на устаревшем на многие годы восприятии объективной реальности.
Отдельный объект для рассмотрения представляет собой Ермолай Лопахин. В противовес Раневской, потерявшей свое положение со временем, он представляет собой человека, поднявшегося из слуг в купцы. Для него становится вполне реальной покупка вишневого сада и поместья Раневской. На мой взгляд, Лопахин является примером движения во времени, некой временной прогрессии, что становится особенно заметно в некоторых эпизодах, где особенно контрастно видны бездеятельность Раневской и устремленность к некой цели Лопахина. Лопахин постоянно торопит Раневскую, ждет от нее принятия решения, но Раневская в принципе не способна успевать за реальной скоростью времени, эту способность она утратила еще в детстве, когда ей не требовалось самой принимать решения, действовать не в настоящий момент, а с учетом будущего времени и последствий своих действий и решений. Эта дифференциация показывает отличия в воспитании детей дворян, помещиков и детей их слуг. В данном случае получилось так, что поддержка дочери помещика исчезла, представив ее в не самом лучшем свете, в особенности на фоне Лопахина.
Во многих сценах произведения заметен крайне медленный ход времени, особенно это касается диалогов и последних сцен сборов семьи Раневской. Как правило, Раневская и ее дочери подолгу обсуждают одно и то же, суетливо перебираются вокруг одного и того же места. Сцена с отъездом неестественно растянута, чтобы показать, насколько недееспособны становятся мать и дочери в момент, когда в жизни пришла пора чего-то добиваться силой, а не получать поддержку «сверху». Также замедление заметно в сцене обсуждения покупки сада Лопахиным.
Медленно, не двигаясь, живет вся семья. Так, упоминается, что уже два года между Лопахиным и Варей поддерживается некие странные, неопределенные отношения, не продолжающиеся, но и не заканчивающиеся. В разговорах об этих отношениях и Лопахин, и Варя, вроде бы, готовы выйти друг за друга, но дело, тем не менее, не продвигается.
Стоит упомянуть, что весьма контрастно выделяется на фоне медленных действий семьи Лопахин, у которого, например, аукцион проходит довольно быстро и возвращается он уже с окончательными результатами.
Вишневый сад поначалу кажется сердечной привязанностью, но, на мой взгляд, это всего лишь привычка, ведь после покупки усадьбы Любовь Андреевна вскоре перестала о нем грустить и даже повеселела.
Для этих людей продажа вишневого сада стала тем толчком, который сдвинул их во времени, у каждого что-то поменялось в жизни. И хоть для Раневской и Пищика снова не оказалось никаких действий, который они бы предпринять для достижения целей (все досталось им без их участия: белая глина у Пищика и деньги тетки Раневской), это стало для них открывающим шагом в новом времени их жизни.
Весьма важно упоминание о том, что вся Россия — это большой сад. Это говорит о том, что в России в то время было множество людей, живущих по старым понятиям и не являющих никакого прогресса, и на их фоне приходили, либо должны приходить те самые Лопахины, которые и построят порядок, смогу что-то изменить в лучшую сторону, продвинув Россию вперед в ленте времени.
Комедия «Вишневый сад» — олицетворение призыва Чехова к движению, к переменам и действиям, которые помогут догнать утерянное время и встать на путь новой жизни.