ВАСИЛЬКОВ — герой комедии А. Н. Островского «Бешеные деньги» (1870). Название пьесы образно характеризует наступивший в результате реформ «век практический». В. по своей хватке и деловым качествам как нельзя лучше соответствует духу времени. Он знает, как добывать деньги, и умеет это делать. Один из героев пьесы признается: «Мне страшно его, точно сила какая-то идет на тебя». Этой силой отличаются все дельцы новейшей формации, выведенные в поздних пьесах Островского: Беркутов («Волки и овцы»), Прибытков («Последняя жертва»), Паратов, Кнуров и Вожеватов («Бесприданница»), Великатов («Таланты и поклонники»), Муров («Без вины виноватые»).
В деловых операциях В. основателен, серьезен и ответствен: «Что я сказал, то и будет, я даром слова не говорю». Но он «в любви еще юноша», вынужденный как заклинание повторять: «Я, как бы ни увлекался, из бюджета не выйду». Влюбившись в гордую столичную красавицу Лидию Чебоксарову, он вынужден считаться с ее запросами и великосветскими привычками. Лидия как «бабочка», которая не может жить без «золотой пыли». Для нее настоящая жизнь там, где «блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь». «Бюджет» В. для нее — лишь «жалкий, мещанский, копеечный расчет», с которым она не в силах примириться.
Конфликт между «богиней беззаботного счастья» Лидией и «грубым идолом труда и промышленности» В. приобретает форму поединка между мужем и женой, в котором «женские подвиги» Лидии наталкиваются на твердую волю В. (характерно первонач. название комедии — «Коса — на камень»). «Усмирение своенравной» привело к тому, что Лидия согласилась пройти школу смирения в «экономках» у собственного мужа. Но «слабое сердце» В. в этой борьбе окрепло и ожесточилось. Из «чувствительного» юноши В. превратился в разумного, сильного мужчину, который уже никогда «из бюджета не выйдет». Его «душа убита», поэзия искреннего чувства уходит из его жизни, несовместимая с духом времени, эпохой «бешеных денег».
Первый исполнитель роли В. — П. В. Васильев (1870). Среди других исполнителей — К. Н. Рыбаков (1875), Н. К. Яковлев (1933), Ю. Каюров (1969).