Характеристика героя Карандышев (Бесприданница Островский А. Н.)

КАРАНДЫШЕВ – центральный персонаж драмы А. Н. Островского “Бесприданница” (1878). Амбиция – ключевое слово к объяснению личности К. Амбициозность бедного человека – художественное открытие Ф. М. Достоевского (Макар Девушкин в “Бедных людях”, Парадоксалист в “Записках из подполья”, Мозгляков в “Дядюшкином сне”, Смешной человек в “Сне смешного человека”). В отличие от Достоевского, раскрывающего “самосознание бедного человека” (М. М. Бахтин), Островский показывает в пьесе душевную жизнь К. и то, как она искажается,

оказавшись во власти амбиций. Три года унизительного ожидания, насмешек, уколов самолюбия, равнодушия со стороны Ларисы и, наконец, как вознаграждение “за постоянство” – согласие на свадьбу. К. и не скрывает, что жаждет реванша, возможности “пове-личаться”. Он впервые в жизни чувствует себя не просто “равным” остальным, но и превознесенным над всеми в силу оказанного ему Ларисой предпочтения. “Голову так высоко поднял, что, того и гляди, наткнется на кого-нибудь”. “Наткнулся” К. на Паратова и оказался с “бесчеловечной жестокостью” осмеян и унижен им. Обед, задуманный К. как демонстрация
своего торжества, кончился тем, что гости его подпоили и уехали к цыганам, увезя с собой Ларису. Монолог К. о “смешном человеке” – вопль его оскорбленного самолюбия. С этого момента К. оказывается во власти собственной обиды: “Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня”. Излишняя “литературность” этих слов подсказывает, что К. решает сыграть роль “рокового” героя, которую когда-то разыгрывал в доме Огудаловых: “дикие взгляды” бросал, “отчаянным” прикидывался. “Раз застрелиться хотел, да не вышло ничего, только насмешил всех”. Пистолет, схваченный со стола; напыщенность и выспренность реплик, обращенных к Ларисе (“О, не раскайтесь!”, “Вы должны быть моей”); “наполеоновский” жест (“Кладет руку за борт сюртука”) – все это не что иное, как смехотворное подражание “печоринским” страстям, более всего напоминающее о Грушницком. Только увидев умирающую от его выстрела Ларису, К. понимает, что он наделал. В угоду тщеславию, дешевой позе, теша свое самолюбие, он погубил свое счастье. Прощальная нежность Ларисы обращена к человеку с потрясенной душой, охваченному чувством раскаяния. Первый исполнитель роли К. – М. П. Садовский (1878). Среди других исполнителей – С. А. Мартинсон (1940).



spacer
Характеристика героя Карандышев (Бесприданница Островский А. Н.)