Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» — одно из величайших произведений в мировой литературе. В. Г. Белинский писал: «Мертвые души» Гоголя — творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет…»
Гоголь работал над своей поэмой целых 17 лет: от первоначальной идеи (1835) до последних фрагментов и штрихов (1852). На протяжении этого времени его замысел менялся. В итоге в своем произведении писатель дает возможность увидеть всю современную ему Россию, показывает множество разнообразных характеров и типов людей.
Сюжет «Мертвых душ» состоит из внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: отдельных портретов людей, которых посещает Чичиков, пытаясь провернуть главное «дельце» своей жизни — покупку «мертвых» душ. Каждое из этих звеньев помогает автору обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.
В поэме очень широк охват социального строя России начала 19 века: здесь и чиновники, и крестьяне, и, конечно же, помещики. Галерея крепостников выписана Гоголем особенно четко.
Одним из помещиков, с которым по ходу действия общается Чичиков, является Ноздрев. Интересно, что поведение именно этого персонажа станет главным толчком к раскрытию аферы, которую задумал главный герой.
Чичиков — хороший психолог, он знал людей и чувствовал их слабые места. Ни с одним из помещиков (Манилов, Коробочка, Собакевич) герой не ошибся в своих расчетах. Но Ноздрев, в силу своего необузданного темперамента, оказался полностью непредсказуем. В отношениях с ним Чичиков ошибся, и эта ошибка дорогого ему стоила.
Важно отметить и еще один момент: ко всем помещикам Чичиков едет сам, четко продумывая свой план, выясняя все возможные сведения об этих людях. А встреча с Ноздревым произошла неожиданно, в трактире (глава четвертая).
Читателю сразу становится известно, что герои давно знают друг друга: «Чичиков узнал Ноздрева, того самого, с которым он обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошелся на такую широкую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода». Это короткое воспоминание дает ясное представление о том, как на самом деле относится Чичиков к этому помещику.
Анализируемый эпизод практически не влияет на развитие сюжета (не считая решения Чичикова заехать к Ноздреву в гости). Поэтому определить его место в канве произведения достаточно сложно, но и внесюжетным этот эпизод назвать нельзя. Композиционно он способствует развитию действия всего романа.
По форме эпизод представляет собой разговор Чичикова, Ноздрева и его зятя Мижуева. Но по сути это монолог Ноздрева, его рассказ о том, как он погулял на ярмарке. Речь героя перемежается краткими, но меткими авторскими характеристиками, что дает более глубокое представление о внутреннем мире этого образа.
Гоголь описывает Ноздрева следующим образом: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Таким образом, помещик представляется эдаким «крестьянским сыном». Действительно, по уровню образования и воспитания он недалеко ушел от народа, которым повелевает.
Ноздрев чрезвычайно груб в обращении с людьми. Когда он просит Чичикова посмотреть на бричку, в которой приехал, «он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку». Речь героя, манера выражаться и держать себя также не отличаются утонченностью. Барин кричит, бранится и постоянно целуется с Чичиковым, выражая таким образом свое расположение. Чичикову, однако, подобная фамильярность неприятна.
Ноздрев называет главного героя «свинтусом» и «скотоводом» за то, что тот не был на ярмарке. Герой постоянно сетует, что Чичиков не покутил с ним вместе: «Эх, брат Чичиков, то есть как я жалел, что тебя не было. Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым. Уж как бы вы с ним хорошо сошлись!» Такое мнение о Чичикове вызывает недоумение у читателя. Зная биографию главного героя, невозможно предположить, что он заядлый кутила. Скорее всего, Ноздрев перепутал его с кем-нибудь. Это лишний раз доказывает непредсказуемость действий и мыслей помещика. А у Чичикова даже нет возможности возразить ему, потому что Ноздрев не дает никому и слова сказать.
Важно отметить, что речь помещика свидетельствует не только о его необразованности и грубости, но и о том, что он заядлый игрок. Герой очень часто употребляет слова из жаргона картежников («загнул утку», «мог сорвать банк», «играть дублетом»). А покупка щенка на ярмарке говорит о том, что Ноздрев еще и охотник: «Настоящий мордаш… я, признаюсь, давно острил зубы на мордаша». Таким образом, круг интересов нашего героя полностью соответствует тому, как проводили свою жизнь многие из тогдашних крепостников.
Благодаря своей открытости в выражении чувств и достаточной безрассудности в делах, Ноздрев производит впечатление глупого, импульсивного барина, который ради удовольствия может просадить все свое имение. Но, как мы убедимся позже, это мнение ошибочно. Гоголь специально использует прием умолчания в раскрытии данного образа, чтобы создать интригу. Это свидетельствует о большом писательском мастерстве автора поэмы «Мертвые души».