«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»… Эти слова из поэмы Ф. Гете «Фауст», взятые М. Булгаковым в качестве эпиграфа к первой части его романа «Мастер и Маргарита», обозначают одну из важнейших тем произведения — противоборства света и тьмы, вечного поединка добра и зла.
Данная тема развивается в романе параллельно, в двух плоскостях — в «иершелаимских» и в «московских» главах. Так, в «романе о Понтии Пилате» — «Библии от Булгакова» — тема столкновения света и тьмы связана с образами Пилата и Иешуа Га-Ноцри.
Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, приговаривает к мученической смерти невинного бродягу-философа, не повинного ни в одном из вмененных ему обвинений. Важно, что Пилат внутренне сочувствует и симпатизирует Иешуа, возможно, инстинктивно чувствуя правоту его слов. Однако страх — великая сила. Именно она делает прокуратора несвободным, заставляет переступить через себя. В душе этого героя борются добро и зло, но в итоге побеждает тьма: страх перед кесарем, опасения доноса, боязнь испортить карьеру оказываются выше истины.
Наоборот, в Иешуа Га-Ноцри Булгаков увидел пророка, опередившего своими проповедями время. Именно поэтому за свои идеи философу пришлось заплатить жизнью.
Этот герой для писателя является воплощением идеи истинного добра. Важно, что, несмотря на свою «земную» слабость и незащищенность, Га-Ноцри в более широком масштабе оказывается грандиозной личностью и великим философом.
И в эпилоге романа, и во сне Ивана Николаевича Понырева автор опять сведет Пилата и Иешуа вместе: они пойдут рядом по лунной дороге, беседуя и улыбаясь. Тем самым, кроме всего прочего, Булгаков подчеркивает неразрывную связь света и тьмы, их неизбежное переплетение, сосуществование.
Тема противоборства добра и зла продолжает развиваться и в «московских» главах произведения. Так, в совершенно ирреальном и безумном московском мире внезапно появляется Воланд с его свитой. Важно, что это фантастическое событие воспринимается как вполне естественное явление. Если жизнь превратилась в ад, то почему бы в ней не появиться Князю Тьмы?
Все литературоведы отмечают, что в «Мастере и Маргарите» тема дьявольских сил получает нестандартное решение. Оно тесным образом связано со строками их поэмы Гете: если в жизни силы добра не способны восстановить справедливость, то эту функцию возьмут на себя силы зла, потому что справедливость в любом случае должна восторжествовать — таков закон мироустройства.
Именно поэтому Воланд и его свита вызывают у нас симпатию. Как можно не наслаждаться проделками пройдохи Коровьева и нагловатого Бегемота? Как можно не восхищаться, поеживаясь от ужаса, угрюмым Коровьевым или величественным Воландом?
Именно силы зла в романе наказывают за взяточничество Никонора Ивановича Босого, карают за ложь Варенуху, а за безделье и разврат — Степу Лиходеева. Мы с удовлетворением констатируем, что «получил свое» и барон Майгель, и заведующий, и буфетчик Варьете, и бездарный Иван Бездомный.
В связи со всем сказанным, нужно отметить, что в романе нет противопоставления добра и зла, света и тьмы. Эта антитеза не состоялась даже в лице Воланда и Иешуа. Ведь не кто иной, как Воланд спасает Мастера и соединяет его с Маргаритой. Кроме того, именно он восстанавливает и текст романа о Понтии Пилате («рукописи не горят»).
Вообще, на протяжении всего произведения Булгаков доказывает нам, что добро и зло — две вечные категории, не существующие одна без другой. У каждой вещи есть две стороны, тьма не существует без света, как и свет без тьмы. Идиллический мир Мастера, восстановленный в царстве вечного покоя, становится «ущербной» идиллией — он лишается света. Безусловное добро Левия Матвея и Иешуа неожиданно бледнеет рядом с веселым и обаятельным злом Воланда и его свиты. Верность ученика оборачивается непониманием и искажением идей учителя — и приводит к отречению или забвению. Безумие, отменяющее здравый смысл, в романе оказывается самым верным путем к постижению сокровенных тайн бытия — подлинное прозрение приходит к героям, как это ни парадоксально, в клинике Стравинского. В конечном итоге, сам главный герой — Мастер — несет в себе черты не только Иешуа, но и Понтия Пилата. Ведь писатель отрекся от своего романа, как и Пилат предал Иешуа. И оба они понесли заслуженное наказание. Отречение — от романа или от истины, поиск покоя и осознание трусости как самого страшного порока — вот что связывает творца и героя его романа.
Таким образом, в романе Булгакова сюжет формируется так, что каждый его участник и каждый элемент выступает в двойственном значении. Это в полной мере относится к теме противоборства света и тьмы. Булгаков показывает нам, что две эти категории не исключают, а дополняют друг друга, что они не противопоставлены, а призваны, каждый в своем ракурсе, выполнять единую функцию — сохранять справедливость в этом мире.