Бывают среди нас такие люди, которые существуют почти в единственном экземпляре, они, сознательно или нет, а может и от скуки, постоянно находятся в поисках «себе подобных». Так и Евгений Базаров ищет себе единомышленников, а находит — в лице богатой помещицы Одинцовой. При этом замечает, что его теория, с которой он пришел в мир, не так прочна, как ему казалось. Евгением овладевает страсть, и он обнаруживает себя настоящего, пугается, отрицает свои чувства… Но поздно — он осознает, что влюблен. А Человек, как известно, меняется под влиянием романтики, что и оправдывает его дальнейшее поведение, иногда неконтролируемое, как в случае с нашим героем. Это то, что способно изменить взгляд человека на жизнь, к его счастью или несчастью. Для нашего героя это не только изменение, это еще и поражение, проигрыш. Теперь он знал, что никогда больше не будет таким уверенным в устройстве этого мира.
Базаров не пытался поддерживать отношений в обществе с людьми, если они, например, высказывают точку зрения, не подчиняющуюся его теории. В беседах он был неосторожен и часто ввязывался в конфликты. Неумение договариваться с людьми сыграло здесь свою роль, что для такой утвердившейся личности является настоящей трагедией. Евгений отрицал такие вещи, как искусство, нравственность, любовь, семью, но не способен был дать что-то взамен. Он с глубоким потрясением переживал испытание любовью, после чего осознал свою ошибку и был в бешенстве. Нигилист не признавал романтизма, но поддался его влиянию. Так, после всех разочарований состояние Евгения не могло больше оставаться прежним.
Судьбу Базарова можно сравнить с судьбой героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, гнавшийся за ответами на свои жизненные вопросы, совершает убийства. Постепенно он осознает ценность обычной жизни. Несмотря на свою гордость, он готов смириться с тем, что он обычный, как и все, человек. Концом всех жизненных поисков Раскольникова становится признание в своем преступлении. Так и Евгению, в конце концов, приходится признавать свою неправоту.
Чтобы узнать настоящую сущность Евгения Базарова, чтобы увидеть всю трагедию судьбы нигилиста, ему было необходимо такое средство, которое затмило бы его разум и вместе с ним все его понятия и предубеждения. Возможно, Тургенев хотел тем самым способом указать, где именно герой все-таки не прав, даже если его теория покажется нам понятной. Базаров не смог отрицать любовь, не стал спорить со смертью. А это две вечные вещи, которые, наверное, существуют назло всем нигилистам. Евгений смирился с тем, что мир отрицает его, как некое инородное тело, вторгшееся в чужое пространство и нарушившее устоявшиеся порядки. Но все же доказал, что его принципы были для него важнее всего, поскольку он не стал бороться за любовь, и как только осознал крах своей теории, ушел из жизни так и не понятым. В этом и заключается трагизм судьбы Евгения Базарова.