Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил борьбу двух политических лагерей, сложившихся в России в 60-е годы XIX столетия. Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, который противопоставлен в романе дворянству. Образ Базарова занимает центральное место в произведении.
“Евгений Васильев” – так представляется он сам при первой встрече отцу Аркадия. “Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету,

оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”.
В романе Базаров противопоставлен всем героям: братьям Кирсановым, Аркадию, местным аристократам.
Идейная убежденность и бунтарская натура Евгения во многом проявляются в его спорах с представителями “отцов”- защитниками устоев крепостнического общества.
К Павлу Петровичу Кирсанову Базаров уже с первой встречи был не расположен, между ними установилась взаимная неприязнь. Базаров избегал общения с ним, а “Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел его”. Кирсанов увидел в “нигилисте” врага, причем опасного. Павел
Петрович только и ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески. Немногословный Базаров побеждает “отцов” своим талантом вести споры, показывая противнику твердость и решительность в своей речи.
Базаров – натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду мысли. Типичен для Базарова интерес к естественным наукам, он увлечен медициной, химией, физикой, анатомией. Просвещенность Базарова во многом революционна. Религию он отрицал вообще. Базаров не соглашается с патриархальность. и слепой верой русских людей, когда “народ полагает, что гром вызывает Илья пророк в колеснице, разъезжающий по небу”.
Родители Евгения – старые, добрые и заботливые люди, которые часто вызывают в нем чувство досады и некоторого раздражения. Во время приезда сына, матушка “видела его только за столом и окончательно боялась с ним заговорить”. “Енюшенька!” – бывало скажет она, – а тот еще не успеет оглянуться, как она уже перебирает шнурками ридикюля и лепечет: “Ничего, ничего, я так”.
Базаров зачастую несправедливо суров с теми, кто ищет его внимания, любви. Он убежден, что нежность, ласка – это “гниль, художество”, вредные для дела.
Евгений предстает перед нами человеком, абсолютно лишенным романтизма, практиком, признающим только науку. Читать Пушкина, по его мнению, “никуда не годится, лучше что-нибудь дельное почитать”.
Своеобразно его отношение к женщине. “Базаров, при всем своем нигилизме, любил образованных женщин, но любовь, следуя своим принципам, отрицал”. “Белиберда и болезнь” – вот что такое любовь, по мнению Базарова. Однако Одинцову наш герой полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности.
Любовь к Одинцовой – умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, победила принципы нигилизма. И Евгений, влюбившись, вдруг “с негодованием сознавал романтика в самом себе”.
Любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилиста вступают в противоречия с его человеческой сущностью, с его страстной натурой. Это противоречие было неразрешимо, и последовал неминуемый разрыв любовных отношений героя.
Не разделяя нигилистических взглядов Базарова, нельзя не признать незаурядность этой личности, его прекрасные человеческие качества и большое общественное значение этого героя.
Не случайно сам автор так писал о Базарове: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, – я виноват и не достиг своей цели”.



spacer
Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова