«Евгений Онегин» — основное произведение А. С. Пушкина. В нем писатель воплотил главный замысел поэта — дать образ героя времени, портрет своего современника — человека XIX столетия.
Образ Онегина — это сложное и противоречивое сочетание многих положительных качеств и многих недостатков. Наряду с ним образ Татьяны самый значительный и важный в романе. Отношения между ними составляют основную сюжетную линию пушкинского романа в стихах. Татьяна также представительница новой, молодой России. Как Онегин, который «для всех…кажется чужим» (письмо Татьяне), так и «она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Она влюбилась в Онегина потому что, как говорит поэт, ей пришла пора любить. Но то, что Татьяна влюбилась в него, не случайно.
В отличие от столичного денди Евгения, Татьяна выросла в «глуши забытого селения», в атмосфере преданий простонародной старины. Если сопоставить детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения, становится ясно, что они прямо противоположны друг другу. У Евгения — иностранцы-гувернеры; у Татьяны — простая русская крестьянка. Она — «ранняя пташка», просыпается на рассвете, подобно крестьянским девушкам. Татьяна — положительный, идеальный образ русской женщины. Она мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у Онегина «наука страсти нежной», цепь легких и скоро надоевших побед. Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны оказали большое влияние иностранные романы. Пушкин сообщает, что его героиня по-русски знала плохо, то есть, не владела русским литературным языком: письмо к Онегину она пишет по-французски. Под подушкой у Татьяны французская книжка, но видит она русские, «простонародные», сны. Она, выросшая в среде провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна. Она «любит не шутя».
Другой! …Нет, никому на свете
Не отдала бы сердце я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя.
Вот мимо всего этого Онегин и проходит. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения.
Даже тогда, когда в последней главе в его охладевшем, давно «потерявшем чувствительность» сердце внезапно вспыхивает большое чувство, он увлекается не той Татьяной, какой она была в деревне, «в глуши лесов», в окружении русской природы, «не этой девочкой несмелой, влюбленной, бедной и простой». Этой Татьяной Онегин пренебрегал, останься она в той же «смиренной доле», пренебрег бы ею и сейчас. Он стал «томиться жаждою любви» к Татьяне, обрамленной великолепной блистательной рамой петербургских светских гостиных, — «равнодушною княгиней», «непреступною богиней роскошной царственной Невы».
А ведь все лучшее в духовном облике Татьяны — ее высокое душевное благородство, искренность и глубина чувств, верность долгу, — связано с ее близостью к простому, народному. Ей самой «душно здесь», в этой новой среде, в которой она стала так пленительна Онегину. Она ненавидит «волненье света», презирает окружающую ее «постылой жизни мишуру», «весь этот шум, и блеск, и чад».
Вот почему Татьяна, продолжая любить Онегина, называет его вдруг загоревшуюся любовь к ней «мелким чувством». Здесь она и права, и не права. Повод к внезапной вспышке этой любви был действительно мелок — «запретный плод вам подавай, а без него вам рай не рай». Но Онегин полюбил Татьяну искренне и беззаветно, уже поэтому он заслуживает некоторого снисхождения. Неожиданная страстная влюбленность в Татьяну произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви. Она омолодила преждевременно постаревшую душу, наполнила его пустое и праздное существование содержанием и смыслом. Влюбленный Онегин даже чуть было не сделался романтическим Ленским. Последние слова Татьяны, отняли у Онегина этот смысл, погасившие всякую надежду на личное счастье. Именно чтобы подчеркнуть трагедию героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения.
Несмотря на взаимную любовь, они не могут быть вместе, быть счастливыми. А виноваты в этом они сами, их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни и в этом заключается их трагедия.