В чем смысл названия поэмы А. Блока “Двенадцать”?

Поэма Александра Блока “Двенадцать” – самое важное и самое бессмертное творение поэта. Оно подводит итог безумному увлечению русской интеллигенции идеей революции. Произведение бессмертно еще и потому, что является настоящим художественным шедевром. Его появление в печати в 1918 году произвело впечатление на читателей, прежде всего, своей необычностью. “Необычное явление, – удивлялся известный ученый Б. Эйхенбаум, – Блок, тихий поэт “лиры”, пишет громкую, кричащую и гудящую поэму “Двенадцать”, в которой учится у

Маяковского”.
По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в этом произведении. Тайной за семью печатями остается и смысл названия поэмы, в которой, совсем неслучайно, двенадцать глав, ровно по числу месяцев года, и двенадцать главных героев произведения (ровно по числу апостолов Христа).
Кто же такие эти двенадцать? Почему так, а не иначе, Блок назвал свою поэму?
Начало поэмы вводит читателя в обстановку Петербурга конца 1917-го года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат “Вся власть Учредительному
Собранию!”, оплакивающая Россию “барыня в каракуле”, злобно шипящий “писатель, вития”, отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.
Вообще, слово “двенадцать” впервые (после названия) встречается в начальных строках второй главки поэмы:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Сразу перед нами возникает слитный образ. Мы понимаем, что эти люди – главные герои поэмы. Они проходят сквозь всю ткань повествования. Мотив движения – главный мотив “Двенадцати”.
Блок мысленно сопровождает своих героев, вместе с ними проделывая их нелегкий путь. Его рассказчик “влит” в повествование, его голос – такое же выражение эпохи, как и остальные равноправные голоса поэмы. Многоголосие “Двенадцати” – это воспроизведение многоголосия “переворотившейся” эпохи. Контрастность и пестрота поэмы отражают социальную контрастность эпохи. Позиция автора проявляется не в отдельных репликах или призывах, а в построении общей “судьбы” двенадцати, в характере того пути, который проделывают они на страницах поэмы.
Но встает вопрос: кто эти двенадцать человек? Если рассматривать их в двух планах поэмы, то, с одной стороны, они простые красноармейцы. Но, с другой стороны, образ Иисуса в конец поэмы заставляет нас думать о других двенадцати – о двенадцати апостолах. И даже имена героев – Андрюха, Петруха – относят нас к библейским апостолам Андрею и Петру.
То есть герои поэмы выступают одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает именно благодаря числу двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев:
В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу – носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах и силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: “писатель, вития”, “барыня в каракуле”, “невеселый товарищ поп”.
Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои – представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к “верхам”. “Святая злоба” владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок, в то же время, как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира.
Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха и Андрюха названы по имени, остальные десять даны в виде нерасчленимого образа движущейся массы. Какова же цель этого движения? Каков исход?
Главный вопрос поэмы: “Что впереди?” для Блока был ясен. Поэт внутренним взором увидел, кто идет впереди банды красноармейцев:
…Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
……
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что символичное название поэмы Блока следует понимать двояко. Двенадцать у поэта – это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества.



spacer
В чем смысл названия поэмы А. Блока “Двенадцать”?