Анализ поэмы “Двенадцать”

Гиппиус называла А. А. Блока “потерянное дитя”, тем самым подчеркивая трагичность фигуры поэта в нашей национальной истории. Действительно, Блок трагичен своим образом романтика в революции, образом гения, охваченного стихией революции. Трагичен он и своим запоздалым постижением той цены, которую заплатила вся Россия и русская интеллигенция и за дьявольское наваждение – уверенность в том, что к светлому будущему можно прийти через разрушения, кровь, смерть. Блок, очевидец “страшных лет России”, со всей своей гениальностью отобразил

процесс русской революции в поэме “Двенадцать”, своем самом значимом, самом нетленном творении, потому что именно в этой поэме автор подводит итог безрассудному увлечению русской интеллигенции идей революции.
Пожалуй, в творчестве Блока нет другого создания, возбудившего столь бурную реакцию современников, как поэма “Двенадцать”. Это одно из самых выдающихся современных произведений русской поэзии начала XX века “Двенадцать” – объективный дневник революционных событий.
В основе “Двенадцати” конфликт, борьба старого и нового, борьба двух “миров”. Поэма начинается словами:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер –
На всем божьем свете!
В мир ворвалась стихия, ветер. Эта стихия набирает силу, придается разгулу, смешивается с вьюгой и все это обрушивается на город, на души людей. Уже появляются приметы нового времени – плакаты, истрепанный флаг с надпись: “Вся власть – Учредительному собранию!” – поношенность которого выступает символом уходящего времени. И главное – идут двенадцать солдат. Уже чувствуется, что сейчас происходит что-то важное : в борьбу вступили хаос и гармония, свет и тьма.
Но не двенадцать воплощают ту мировую гармонию, идею света. Они скорее – ночная душа города, мира грабежа, убийства:
Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
И вид у них, как у каторжников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз.
Эта карточная масть – символ неволи, знак заключенных. Куда и зачем они идут? И что значит их радостный рефрен:
Свобода, свобода,
Эх, эх без креста!
Становится ясно, эти люди готовы к разрушению и насилию: “Выпить кровушки за зазнобушку”. Поэт подчеркивает в человеке два начала: черное бесовское и белое Христово. Блок, как романтик, был убежден, что из стихий должна являться на свет гармония. Но мы видим, что шествия двенадцати “апостолов” революции замыкает пес – символ дикого, необузданно злого, жестокого начала. И только где-то далеко впереди, за снежной завесой, видна фигура того, от кого они отказались, сняв с себя крест, – Христос. Сами же они удивляются тому, как тьма кругом : “Эка тьма!”. И это не только темнота ночи, эта ночь в душах двенадцати, не просто ночь, а тьма безверия и слепоты. Доказательством тому является убийство Катьки. Петруха убивает свою возлюбленную, потому что понимает свободу, как возможность действовать безнаказанно, основным его мотивом является месть. Он и сам не замечает, как становится убийцей. Первоначально Петьку мучает совесть
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!

Но красногвардейцы не понимают страданий Петьки, они стыдят товарища за то, что тот “расклеился”, говорят о том, что не ничего предосудительного в убийстве ради идеи.

Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Не сложно представить, сколько еще будет невинных жертв на их пути, но то, что Петька переживает из-за, свидетельствует о том, что в нем есть совесть, чувство, которое Блок считал, памятью о Боге. Совесть убийцы в данном случае трансформируется в страх. И тут появляется
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Чуковский говорил: “Я назвал поэму гениальной. Его темы огромны: Любовь. Бог. Россия. Его тоска вселенская: не о случайных… изъянах быта, но о вечной непоправимой беде бытия”. Эта беда – безверие, отсутствие морального закона. Блок верил, что Иисус Христос вернется на благодатную русскую землю, которая не разучилась еще терзаться угрызениями совести.



spacer
Анализ поэмы “Двенадцать”