Творчество Людмилы Евгеньевны Улицкой сложно отнести к определенному направлению, хотя по проблематике она близка к так называемой «женской прозе». Улицкую скорее можно назвать одним из наиболее традиционных авторов в современной русской беллетристике, хотя ей не чуждо и новаторство.
К литературе Улицкая обратилась не сразу. Она закончила биологический факультет МГУ, затем работала в Институте генетики, занималась наукой. После этого некоторое время была завлитом Еврейского театра.
Свой драматургический опыт Улицкая считает необычайно важным. Именно в пьесах она научилась владеть словом и «закрывать занавес в нужный момент». В настоящее время ее пьесы продолжают идти на сценах разных театров.
Кроме пьес и киносценариев («Кармен, Хосе и Смерть», «Мой внук Вениамин», «Сестричка Либерти», «Умирать легко»), Улицкая писала стихи. Пока напечатано только одно ее стихотворение, не считая тех, которые вошли в роман «Медея и ее дети». Накапливая опыт, пробуя себя и в драматургии, и в прозе, Улицкая идет традиционным путем: от небольшой формы к более крупной. Публикуется ряд ее рассказов: «Девочки», «Новые рассказы», «Пиковая дама». Наибольшую известность писательнице приносит повесть «Сонечка» (1992).
Центральными персонажами почти всех произведений Улицкой, за исключением «Казуса Кукоцкого», писательница делает женщин. Она отходит от канонов советской литературы и восстанавливает традицию «изображение маленького человека» как носителя гуманистических идеалов.
Роман «Медея и ее дети» (1996) вызывает неоднозначную оценку критиков и читателей. Не всем показался удачным сюжет произведения, насыщенный повторяющимися мотивами (главный из них — мотив преступления и наказания). Создавая свою картину мира, Улицкая своеобразно выстраивает сюжет. Он возникает как бы из непосредственных наблюдений над жизненными явлениями или характерами.
Улицкой не свойственен ярко выраженный автобиографизм, хотя в некоторых произведениях и можно обнаружить отдельные факты из жизни писательницы. Чаще всего автор передает своим героям не факты собственной жизни, а свои мысли, настроения, философские наблюдения. В произведениях Улицкой очень часто повествование ведет рассказчик или повествователь.
Писательница передает нам определенную историю. При этом особое внимание уделяется взаимоотношениям героев, рассказе об их личных судьбах. Все это приводит к усложнению сюжета разными вставными новеллами и историями. Сознание героев определяют проблемы бытия, а не быта.
Центральными для Улицкой становятся проблемы жизни и смерти, предназначения человека. Они лейтмотивом проходят через все ее творчество. Иногда критики даже называют его слишком мрачным и печальным.
Сюжетная основа практически всех произведений Улицкой одинакова. Она основывается на любовных отношениях. Повесть «Сонечка» развивается как рассказ о счастливой любви. Героине страстно хотелось нормального человеческого дома, с водопроводным краном на кухне, с отдельной комнатой для дочери, с мастерской для мужа. С котлетами, с комнатами, с белыми крахмальными простынями, не сшитыми из трех неравных кусков. Так автор описывает «великую цель» своей героини.
Повествование разворачивается как последовательный рассказ о жизни героини, о превращении возвышенной девицы в довольно практичную хозяйку и затем в толстую усатую старуху. Все состояния подробно описываются и комментируются автором.
В романе «Медея и ее дети» повествование выстраивается из множества сюжетных линий. В центре располагаются два любовных треугольника, зеркально отраженных друг в друге. По словам Улицкой, жанр романа — семейная хроника. История Медеи и ее сестры Александры, соблазнившей мужа Медеи и родившей от него дочку Нину, повторяется в следующем поколении. Но теперь уже Нина и ее племянница Маша влюбляются в одного и того же мужчину. В результате это приводит Машу к самоубийству.
Заявленный в названии через мифологическое имя героини сюжет романа своеобразно толкуется автором. Это не только история преступления и наказания, но, прежде всего, история роковой страсти, за которую человек рано или поздно расплачивается.
Сегодня мастерство Улицкой признается большинством профессионалов. Она входит в списки номинантов Букеровской премии, которой удостоилась в 2001 году за роман «Казус Кукоцкого». Роман «Медея и ее дети» отмечен французской международной премией. Произведения писательницы издаются в Европе и США, они переведены на 25 языков мира.
Возвышенные страсти и отношения, описываемые Улицкой, позволили одновременно вести речь о ее следовании традициям романтизма и о наличии элементов постмодернистской эстетики в творчестве писательницы. Отдельные приемы художественной выразительности заставляют говорить об Улицкой как о художнике своего времени, сформировавшимся в конце 20-го столетия.