Трудно нащупывалась верная тропа…тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет.
М. А. Шолохов
Ничто не может развиваться без опоры на традиции, на опыт предшествующих поколений. Литература ХХ века не составляет исключения. Из ХIX столетия пришли в нее различные идеи, проблемы, жанры. Довольно часто встречается в русской литературе образ правдоискателя. Многие известные писатели в своих произведениях показывали людей, занимающихся поиском смысла жизни, пытающихся найти общую истину, которая была бы справедлива для всех. К этой теме обращаются Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», Н. С. Лесков в «Очарованном страннике». Герои этих произведений ищут правду и справедливость в тяжелые для нашей страны времена — нашествие Наполеона, отмена крепостного права. В XIX веке это были переломные для Российского государства моменты. Но и в начале ХХ столетия история России наполнена трагическими событиями, которые всколыхнули весь мир. Это революция 1905 года, Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война. И уже другие русские писатели — М. Горький, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов — обращаются к теме поиска правды и справедливости. Ведь именно в годы переломных моментов в жизни страны меняются представления людей об окружающем мире. Перемены в общественной жизни непосредственно отражаются на судьбе отдельного человека. И каждый сам для себя должен решить, принимает ли он новую жизнь, согласен ли с ее законами и требованиями, и насколько изменившиеся условия отвечают его мировоззрению, идеалам и убеждениям. Но всегда находятся люди, которым сомнения и неуверенность не позволяют выбрать одну из сторон. И тогда начинаются мучительные, иногда даже трагические поиски истины.
Такова судьба Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон», созданного Михаилом Александровичем Шолоховым. Автор повествует о сложнейшем периоде жизни нашей страны, о социальных и моральных потрясениях в годы революции и Гражданской войны. Рушится привычный уклад жизни, коверкаются и ломаются судьбы людей. Трагичен и путь главного героя романа, как, впрочем, и путь всего российского народа этого времени.
Григорий Мелехов — потомственный донской казак. Он представитель двух кровей — турецкой и казацкой. Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый «коршунячий» нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде. Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и независимость, свободолюбие и своеволие. Среди земляков он выделяется храбростью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью в отношениях с женщинами. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле.
Но основной чертой характера Мелехова является его стремление к нравственной истине. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, он при этом размышляет, оценивает, судит себя и других. Несмотря на природную сметливость, Григорию трудно разобраться в общественных противоречиях. Но обостренное чувство справедливости заставляет его постоянно искать историческую правду и смысл жизни.
Началом жизненных испытаний для Григория Мелехова стала Первая мировая война. Оказавшись в гуще военных событий, он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Уклоняться от военной службы ему не приходило в голову, потому что это противоречило бы его представлениям о казачьем долге и чести. Но при этом Мелехов не приемлет смерть и утверждает значимость человеческой жизни. Поэтому таким тяжелым нравственным испытанием стало для него первое убийство австрийского солдата. «Меня совесть убивает», — признается он брату. Со временем Григорий перестает щадить свою и чужую жизнь. Но война не разрушила его моральных принципов, он не принимает утверждения об оправданности смерти. И здесь проявляется трагический разлад в душе героя между собственными убеждениями и суровой реальностью.
Очевидная жестокость и бессмысленность кровавых сражений пробуждают в Мелехове тоску, беспокойные мысли. Он разочарован в войне.
Получив ранение, Григорий попадает в госпиталь, где встречает большевика Гаранжу. Эта встреча совершила в душе Мелехова глубокий переворот, заставив его коренным образом пересмотреть свои взгляды на верность царю, воинскому долгу. «Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми… вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться». Таким образом, встреча с Гаранжой привела Мелехова к пониманию, что он жил в мире иллюзий, далеких от справедливой жизни.
Вопрос поиска правды для главного героя особенно обостряется в период Гражданской войны. Революция словно бы провела черту, разделившую людей на «своих» и «чужих». Многие выбрали свой путь, подчинившись внезапному порыву или стечению обстоятельств. Григория же одолевают сложные, противоречивые чувства, он находится в постоянных сомнениях. «…Ничего не понимаю…Мне трудно в этом разобраться…Блукаю я, как метель в степи…» — говорит он Изварину. В жизни Мелехова наступает период неуверенности в правильности своих действий, справедливости выбора. Он воюет то на стороне красных, то на стороне белых. Но жестокость, грабежи, убийства, насилие отталкивают Григория и от тех, и от других. Переходя с одной стороны на другую, Мелехов понимает, что справедливости нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет…».
Перед Верхнедонским восстанием Григорий решил, что нашел, наконец, свою правду: «Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Мы видим ожесточившегося человека, готового яростно защищать свою собственность, свой кусок земли. И все же Григорий чувствует, что правда его слишком жестока, усталость от войны, ощущение безысходности происходящего не покидают его.
На протяжении всего романа Мелехов находится в положении «между», что еще больше усиливает трагичность его судьбы. Испытывая внутреннее стремление к мирному труду на своей земле, Григорий вынужден постоянно участвовать в боевых действиях, таким образом, находясь в состоянии между войной и миром. И чем больше Мелехов втянут в круговорот Гражданской войны, тем сильнее он мечтает о мирной жизни: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня разболелась…».
Но оторванный от своей земли, вынужденный воевать, Мелехов разрывается между гуманизмом и необходимостью убивать. И если сначала Григорий с ненавистью рубит матросов, то совсем скоро он бьется в истерике, осознавая содеянное им. В такие минуты он испытывает чувство безотчетной жалости к людям, ему хочется «отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира».
И в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны — дом, жена, дети, с другой — любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую. «Он не прочь был жить с ними с обеими, любя каждую из них по-разному…». Но роковые обстоятельства прерывают мучительный выбор главного героя между двумя женщинами. Теперь у него есть только сын. «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».
Итак, на протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, постепенно теряет веру в нее, веру в себя и в свою правоту. Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым. И все же на этом пути он не убил в себе человека окончательно. Об этом говорит добровольное разоружение и возвращение Мелехова в родной хутор, его готовность ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Заключительная картина с сыном на руках у отца — это и есть то немногое сбывшееся, о чем мечтал Григорий. Эта сцена утверждает жизнь ради жизни, жизнь, в которой нет места смерти, ненависти, изматывающим поискам абсолютной нравственной правды, позволяющей построить честный, справедливый и счастливый мир для большинства.
Таким образом, на примере Григория Мелехова М. А. Шолохов показал нам сложные, напряженные, мучительные поиски истины, которые охватили весь российский народ в период революции и Гражданской войны. Трагический путь донского казака с его сомнениями, колебаниями, печалями — это путь всего русского народа того мятежного времени.