Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”

Роман “Господа Головлевы” был написан Салтыковым – Щедриным в 1880 году. В этом произведении, созданном в форме классического романа, писатель разрабатывает тему семьи. Этот вопрос был очень актуальным в конце 19 века. Он активно обсуждался и в литературе. В основном семья воспринималась как главная ячейка общества. От нее, по мнению Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, например, зависела сила государства. Салтыков-Щедрин же считал по-другому. О замысле романа “Господа Головлевы” он писал: “Я обратился к семье, к собственности,

к государству и дал понять, что в наличности ничего этого нет…” В своем произведении писатель решил показать, как праздность и стремление к накопительству приводят к разрушению семьи.
В романе “Господа Головлевы” показана история вырождения дворянского рода (“история умертвий”) на примере трех поколений семьи Головлевых. Старшее поколение этой семьи представлено Ариной Петровной – матерью семейства, жестокой помещицей и деспотичной, властной женщиной. “Арина Петровна – женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно: единолично
и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет”. Арину Петровну боятся все: и соседи, и домашние. Ее легкомысленный, ни во что не вмешивающийся муж предпочитает заниматься всякими глупостями, лишь бы не видеть, что творит супруга. Дети, особенно те, кто попал в разряд “постылых”, ненавидят мать, которая губит своих детей. Вообще, тема смерти, вымирания – одна из главных тем романа. Она усиливается словами Арины Петровны, звучащими почти на всех страницах романа: “И для кого я припасала! ночей недосыпала, куска недоедала… для кого?”
В каждой главе произведения кто-то из Головлевых умирает. В первой главе показана смерть старшего сына Степана Головлева. Можно сказать, что он погиб еще в детстве, когда мать постоянно принижала его, делала из мальчика шута, “Степку-балбеса”. Имея очень хорошие задатки, взрослый Степан не смог найти свое место в жизни, он сделался “приживалом”. В “Семейном суде” показано возвращение старшего сына в Головлево. Степан идет туда на страшный суд, суд матери. В его голове только и крутится: “съест”, “заест”, “гроб”, “склеп”. Так и происходит. Мать не допускает сына к себе. Степан живет отдельно, питается остатками с материнского стола, абсолютно ничего не делает, только ищет возможность выпить и покурить. Такое абсолютное бездействие разрушает героя. В конце концов Степан погружается в “черное облако” и умирает.
Во второй главе романа – “По-родственному” – умирает средний сын Головлевых, Павел. Его автор характеризует так: “…он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня… это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков – и ничего больше”. В Павле мы видим те же безволие, подавленность и неопределенность, в результате – то же пристрастие к водке, что и в Степане.
Интересно, что все дети Головлевых умирают у себя в имении. Это подчеркивает, на мой взгляд, обреченность дворянских усадьб, за стенами которых живут такие никчемные люди, как Головлевы.
Совсем неслучайно, на мой взгляд, перед смертью Павлу видится “тень в углу”, которая перерастает в фигуру его младшего брата Порфирия, прозванного в семействе “Иудушкой”, “кровопивушкой” и “откровенным мальчиком”. Он сближается для Павла с самой смертью.
Образ Иудушки является основным в романе. Он стал губителем рода Головлевых. На протяжении всего романа Порфирий Владимирович “собирает” богатство Головлевых в своих руках за счет смерти родственников. В этом смысл его жизни. Ради этого “кровопивушка” не пожалеет никого: ни братьев, ни мать, ни собственного сына, которого отдает в воспитательный дом на верную смерть. Нравственный распад героя Салтыков-Щедрин передает через его речь, “словесный гной”, “зудение какое-то”, выматывающее из человека всю душу. Иудушка говорит уменьшительно-ласковыми словами, постоянно обращается к богу: “Ну, ну, ну! успокойся, голубчик! знаю, что ты об этом говорить не любишь! Да, брат, всегда ты дурным христианином был и теперь таким же остаешься. А не худо бы, ах, как бы не худо в такую минуту об душе-то подумать! Ведь душа-то наша… ах, как с ней осторожно обращаться нужно, мой друг!”. Но за лицемерной елейностью скрывается расчетливый и жестокий стяжатель, думающий лишь о своей выгоде.
В главе “Выморочный” показывается полный духовный распад Иудушки. Он находится на грани сумасшествия. Герой живет в выдуманном мире, где он видит себя хозяином огромного имения, очень влиятельным человеком. В реальности же Порфирий представляет собой жалкое зрелище – одичавший, небритый, в драном халате с вылезшими клочьями.
Вскоре за нравственной смертью Иудушки приходит смерть физическая. Перед этим он испытывает пробуждение совести, как и другие братья Головлевы. Порфирию видятся тени умерших родственников. Герой испытывает жалость к своей племяннице Анниньке и даже гладит ее по голове, что для него просто неслыханно. Больше того, он чувствует себя виноватым в смерти своего рода – “человеческого гнезда”. Иудушку начинает мучить совесть. Такой пытки он не выдерживает. Ночью, по дороге на могилу матери, Порфирий Владимирович замерзает.
Таким образом, гибнут все члены семьи Головлевых: Арина Петровна с мужем, их сыновья и внуки. Приговор автора романа неумолим: жизнь, посвященная праздности и накопительству, обречена на смерть.
Нужно отметить, что Салтыков – Щедрин создает свой образ дворянской усадьбы. Он отличается от образа, созданного в русской литературе 19 века. Для Салтыкова – Щедрина дворянское гнездо – это “запах тлена, умертвий, разорения”. Писатель считает, что гибель дворянского класса неминуема. Его разрушительный образ жизни губителен как для общества, так и для семьи.



spacer
Тема семьи (антисемьи) в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”