Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина

Иван Алексеевич Бунин — один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века.
В литературу он вошел в конце прошлого столетия, в трудные и тяжелые годы социального и духовного кризиса русского общества. Ощущение перелома жизни, гибели старой дворянской культуры во многом определило основное содержание произведений писателя.
Первые прозаические произведения Бунина появляются в начале 90-х годов. Многие из них по жанру — лирические миниатюры, напоминающие стихи в прозе. Поэзия как бы ведет за собой прозу писателя, которая приобретает у него своеобразный лирический характер, содержит особое чувство ритма.
В 1897 году выходит первая книга рассказов, куда вошли рассказы «Вести с родины», «На край света», «Танька» и другие. Основная тема этих произведений — нищая, разоренная крестьянская Россия. Он пишет о новых капиталистических отношениях, о деревне, в которой царствует голод и смерть, о физическом и духовном увядании дворянства. Беспросветна и печальна судьба обедневшего под напором жестокой цивилизации поместного дворянства. Бунин видит идеал жизни в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Чувство безысходной грусти и сожаления вызывает у автора запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев. Лирической эпитафией прошлому звучит рассказ «Антоновские яблоки».
Период расцвета бунинского таланта приходится на годы войны («Чаша жизни», «Господин из Сан-Франциско»). В эти годы писатель много путешествует по Европе и Востоку, что дает ему обильный материал для широких социально-философских обобщений. Главная тема этих сборников — вечный вопрос о смысле жизни и любви, о суетности поисков счастья, о несбывшихся надеждах. Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» описана трагическая судьба безымянного героя. Писатель показывает как бесцельна и призрачна жизнь перед лицом смерти и как ничтожны власть и деньги, если смерть рядом. Перед лицом смерти все равны, перед ней стираются все социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей. И ни при каком идеально устроенном обществе и самой счастливой личной судьбе человек не будет спокойно и безразлично к этому относиться.
Но Бунин обращается и к вечным темам — любви, счастья. Писатель создает такие рассказы, как «Грамматика любви», «Легкое дыхание», где повествуется о трагедии любви, о несбывшихся надеждах. Любовь для Бунина — это высшая ценность в этой тяжелой, непостоянной, непредсказуемой жизни, это «последнее всеобъемлющее, жажда вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь его отдать кому-нибудь другому» («Братья»). Но любовь в бунинских рассказах чаще соприкасается со смертью и даже как бы одухотворена ее близостью. Почти все любовные сюжеты у него завершаются смертью. Иногда развязки таких историй кажутся даже искусственными, неожиданными.
Как и Куприн, Бунин тоже много писал о любви, тоже пытался раскрыть, «расколдовать» тайны этой прекрасной и вместе с тем «пагубной страсти», способной и вознести человека на вершину счастья и блаженства, и стать невыносимой пыткой, нередко толкающей людей на самоубийство.
Именно такая трагическая история любви и положена в основу повести «Митина любовь», написанной Буниным уже в эмиграции. По свидетельству близких и друзей писателя, повесть эта во многом автобиографична. В ней нашел отражение окончившийся драматически для Бунина его юношеский роман с Варварой Пащенко.
Этой же теме — любви, памяти, красоте — посвящены рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи». Главные герои этих рассказов живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь как ровное, тихое горение, безоблачное счастье. Любовь у него — легкое дыхание, готовое в любой миг исчезнуть, любовь появляется в минуты роковые, это всегда короткая, ослепительная вспышка, до дна озаряющая души влюбленных и приводящая их к критической точке, за которой — гибель, самоубийство, небытие.
Героиня рассказа «Холодная осень» — женщина, прожившая безрадостную, полную страданий жизнь, вспоминает прощание с женихом, уходящим на фронт. День прощания запомнился ей на всю жизнь; она запомнила последние слова любимого: «Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Теперь, спустя много лет после его гибели, уже в эмиграции, оказавшись в полном одиночестве, она снова вспоминает его слова и понимает, что в ее жизни было единственное дорогое воспоминание — «только тот холодный осенний вечер».
Но что объединяет все произведения Бунина, так это трагический конец, трагедия любви. Казалось бы, что трагическая концовка не вписывается в романтический сюжет повести, но нет, такой конец лишь усиливает возвышенность чувства, его романтическую приподнятость над обыденностью. Ведь умирают герои из-за любви и во имя любви.
Правдиво показывая жизнь, автор нередко идеализирует своих героев, делает их отношения сложными и романтичными, в его рассказах присутствуют музыка и природа, благородство и низкие чувства, порочные связи и вечная любовь, которая одухотворяет героев, делая их выше и прекраснее.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина