В центре повествования романа А. Н. Толстого «Петр I» находится фигура царя Петра, формирование его личности. Однако это произведение не превратилось в биографию государя. Становление его личности и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.
А. Н. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя. Он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс.
Россия показана в романе в бурном потоке исторических событий. Начальные главы первой книги романа представляют собой экспозицию. Несмотря на то, что проходят годы, возникают политические раздоры, бунты, воины, необъятная российская земля живет по-старому, как будто ничего не случилось.
Постепенно выявляются основные противоречия между враждующими «царскими» лагерями. Границу определяет как бы сама история. Если за правительницей Софьей стояло все старое войско: «тридцать тысяч стрельцов, иноземная пехота, солдатский полк», то у Петра только два батальона, потешные полки, которые в миг могли бы быть разгромлены. Но в них воплощена новая политическая сила и идея борьбы с «тьмой» прошлого. Поэтому бороться с Петром оказывается невозможным. София побеждена без боя. Но силы старого велики и многолики, и конфликт продолжает развиваться.
В романе важна не только политическая победа, но и строительство России, утверждение ее силы и величия в Европе. Распадаясь на множество сюжетных линий, связанных с судьбами различных героев, действие произведения развивается последовательно. Это происходит не только благодаря сюжетной канве, но и в связи с тем, что каждый поворот сюжета значим в показе становления нового общества.
Этапами сюжетного развития является создание флота в Архангельске, поход на Азов, окончившийся «невзятием». Эти шаги молодого царя показали, что он способен на «большие и страшные» дела. Петр решается на перемены, которым сопротивлялась вся Россия, видя в них наступление «антихристовых времен». После взятия Азова наступают трудные времена («русские накликали большую войну со всей Турецкой империей»). Однако не турки становятся главными врагами Петра. На Дону поднимается волна бунтов, стрельцы из-под Нового Иерусалима идут на Москву.
Кульминационным моментом в развитии сюжета является стремление Петра после знакомства с Европой излечить «железом» Россию, охваченную «гангреной». Страшной картиной казни стрельцов завершается первая книга. Этапным событием второй книги является взятие «ключа-города», открывшее путь к строительству новой столицы, города будущего — «Питербурха». В это же время и во внутренней жизни главного героя происходит перелом: «С корнем, с кровью, как уст сорной травы, выдрал… из сердца» Петр любовь к предавшей его Анне Монс.
Если первая и вторая книги начинаются с холодной зимней поры («Студено», «Неохотно занималось февральское утро»), то третья открывается картиной «июльского знатного» пейзажа. Не только главный герой находится в расцвете своих сил, но и жизнь в России приобретает черты «земного рая». Вокруг Петра собираются новые люди. Даже судьба «бедного, беззаступного» Андрея Голикова резко изменилась благодаря тому, что и его талант был замечен царем. Эта сюжетная линия является одной из основных во второй и третьей книгах.
Конфликт постепенно исчерпывается, получая в целом благополучную развязку. Главное сделано: «Нева тронулась». Деяния Петра становятся масштабнее, процесс перестройки народного сознания охватывает все более широкие слои. Поэтому незавершенность сюжетного действия заметна только в хронологическом отношении. Конфликт же и во внешнем, и во внутреннем его планах показан полно. Он разрешается в соответствии с идейно-художественными особенностями произведения.
Композиционные особенности романа обусловлены своеобразием авторской цели: во всем многообразии показать переломный момент истории. Развитие сюжетных линий напоминает ручьи, стекающие в два основных потока: враги и соратники Петра. Каждое из сюжетных событий показано с различных точек зрения. Многообразие дополняется включением в текст документов и писем. Сюжетные события развиваются динамично, что связано с несоответствием великих замыслов и коротких сроков человеческой жизни. Петра подгоняет сама история, ограждает его от домашнего покоя, чтобы направить необъятную энергию царя на «государственное дело».
Динамика событий подчеркивается такими композиционными средствами, как возвращение героев (в доме Бровкиных, в Москву, в Азов), повторы ситуаций, деталей (сцена в Успенском соборе). Все это позволяет выявить изменения в психологии, образе жизни героев.
Сюжет романа построен на хронологическом воспроизведении событий конца 17 — начала 18 века. Прошлое воссоздается с реалистической достоверностью. События изображаются в широком социально-экономическом контексте. Для положения персонажей характерна общеисторическая мотивированность (предистория, воспитание, образование, окружение).